Какие документы нужны для приватизации частного дома

Весь жилой фонд, имеющийся в нашей стране, условно можно разделить на многоквартирные дома и частную жилую застройку. К первой категории относятся многоэтажки, расположенные в городской черте. Земли, на которых стоят многоэтажные здания, не принадлежат конкретному жильцу, а находятся в общедомовой собственности.

Индивидуальная жилая застройка отличается тем, что земельный участок, на котором возведён жилой дом, находится в частном владении жильцов. Соответственно, жильцы вправе возводить на этом участке дополнительные постройки, разводить огород, высаживать сады, или использовать для иных целей. Имеет свои особенности и процедура приватизации частного дома.

Особенности индивидуального домовладения

Особенности индивидуального домовладения

Индивидуальное жилое строение имеет целый ряд особенностей технического и юридического характера. Основная отличительная особенность – расположение строения на земельном наделе, специально отведённом для частного жилого строительства. Частное жилое строительство существовало в мире всегда, с самого зарождения цивилизации, также не претерпели особых изменений принципы строительства индивидуального дома. Главная особенность заключается в принадлежности земельного надела, на котором дом строиться.

Совсем недавно, в бытность СССР, вся недвижимость находилась в государственной собственности. В полнейшей мере данное положение касалось и частных жилых домов, даже возведённых на личные сбережения жильцов ими самими. В Советском Союзе отсутствовала частная собственность на землю. Все земельные наделы любой категории относились к государственному имуществу, и находились во владении частных лиц исключительно на правах аренды или бессрочного пользования без права продажи, дарения, завещания наследникам.

Единоличное право на владение землями, водами, недрами и лесами закреплялось за государством положениями ст. №11 советской Конституции. Ситуация изменилась с развалом СССР и приходом в страну рыночных отношений. В 1991 г. в России принимается новый для страны свод законов – Земельный кодекс. Он распределяет весь российский земельный фонд на семь основных категорий: сельхозначения, промышленные, садово-дачные, индивидуально-жилищные, лесного фонда, ведомственные (принадлежащие различным госструктурам), общественного пользования, природоохранные и водоохранные.

Частная собственность на земельные участки введена новой Конституцией, принятой в 1993 г. Согласно новому своду законов, каждый совершеннолетний гражданин РФ вправе владеть, приобретать и продавать земельные наделы. Исключение устанавливалось на участки, принадлежащие к категориям лесного и водного фонда, природоохранные и водоохранные, ведомственные земли. С землями, предназначенными под индивидуальную жилую застройку, и садово-дачного назначения, разрешалось производить весь спектр имущественных сделок, в том числе и оформление в частную собственность.

В 2005 г. российскими законодателями принимается закон, ставший очередным шагом к полной либерализации землеоборота в РФ. Этот закон в широком обиходе получил наименование «Дачная амнистия». Он разрешал упрощённую передачу в частные руки садово-дачных наделов, ранее относящихся к муниципальной собственности. С принятием закона о дачной амнистии стало возможно не просто оформлять дачи и дачные участки в собственность, но и проживать на них круглогодично, регистрируя проживание в органах паспортно-визовой службы.

Условия приватизации частного дома

Условия приватизации частного дома

Конкретные условия, необходимые для приватизации частного дома, неразрывно зависят от категории земли, на которой постройка возведена:

  • Земли под индивидуальное жилое строительство.
  • Садово-дачного назначения.

В последние годы в Госдуме и правительстве РФ идут бурные обсуждения относительно возможности предоставления права строительства частных жилых домов на землях сельхозназначения. Подобное исключение хотят сделать для фермеров, занимающихся земледелием и скотоводством, чтобы дать им возможность проживать рядом со своими сельхозпредприятиями. Но данные законопроекты находятся в настоящее время на стадии обсуждения.

Процедура приватизации частного дома неразрывно связана с приватизацией земельного участка, на котором он построен. Строительство жилых построек возможно лишь на предназначенных для индивидуальной застройки землях, находящихся в частном владении застройщика. Построить жилой дом, в принципе, возможно на земле, принадлежащей другому гражданину или муниципалитету, но при наличии соответствующего разрешения.

Следовательно, у застройщика, желающего приватизировать частный жилой дом, должны иметься документы на землю. До недавнего времени права собственности на землю и на жилой дом регистрировались в двух разных учреждениях. Жилая постройка регистрировалась в бюро техинвентаризации, а земельный надел – в кадастровой службе. В 2004 г. была образована новое регистрационное учреждение, Росреестр, в ведение которого передались полномочия по регистрации частного дома вместе с земельным наделом.

Регистрационные требования к земельному наделу сводятся к следующему:

  • Наличие правоустанавливающих документов на участок.
  • Принадлежность участка к земельной категории, разрешённой для индивидуальной жилой застройке.

Допускается приватизация участка, находящегося в муниципальной собственности, и выданной проживающему гражданину на правах бессрочного владения. Если земля находится в срочной аренде, а владельцем выступает муниципалитет, некая организация, частное лицо, требуется первоначально выкупить участок. При отказе собственника продавать землю, приватизация становится невозможной.

Требования к постройке при приватизации частного дома более обширны, и носят технический характер. Невозможно приватизировать частные дома, относящиеся к:

  • Служебному и ведомственному жилому фонду – принадлежащие ВСРФ, МВД, ФСБ, учебным и научным учреждениям.
  • Музейной собственности. Дома, считающиеся историческими памятниками, допускаются к приватизации жильцами, но с условием соблюдения первозданного облика здания.
  • Строения, находящиеся на территории заповедников, заказников, природоохранных и водоохранных территорий.
  • Дома, признанные жилищной комиссией аварийными, и подлежащими к сносу.

Все прочие жилые постройки разрешается передавать в частное владение. В доме должны иметься:

  • Жилые и бытовые помещения.
  • Элементарные бытовые удобства.
  • Круглогодичное отопление.
  • Капитальные фундамент и стены.

К бытовым удобствам, в первую очередь, относятся электричество. Прочие коммунальные блага – водопровод, газопровод, канализация, приветствуются, но не являются обязательным условием. В сельской местности многие частные дома прекрасно обходятся без дополнительных бытовых благ, с удобствами на улице. Наличие отопительных приборов, позволяющих проживать в доме круглогодично – другое обязательное условие для приватизируемого частного дома.

Фундамент строения выполняется из долговечного материала – бетона, камня, кирпича. Дом, построенный на деревянных столбиках или прямо на земле, капитальным строением не считается. Конструкция дома должна быть крепкой, не представляющей угрозы жизни и здоровью проживающих граждан. Приватизация аварийных домов запрещена действующими законодательными актами.

Требующиеся документы

Требующиеся документы

Если законодательство допускает приватизацию вашего дома, потребуется направить в адрес местного муниципального органа власти соответствующее заявление. Какие документы нужны для этого? Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, установленных положениями нормативно-правовых актов:

  • Оригинал и ксерокопия кадастрового паспорта на участок.
  • Правоустанавливающий документ на жилище и землю, на которой он построен.
  • Письменное согласие прочих людей, проживающих в доме на основании ордера или договора соцнайма. Если один из жильцов не желает участвовать в приватизации дома, он должен написать официальный отказ.
  • Выписка из домовой книги.
  • Данные лицевых счетов, подтверждающие отсутствие коммунальных долгов.
  • Ксерокопию паспорта заявителя с постоянной пропиской в приватизируемом доме.

Помимо перечисленных документов, в отдельных случаях требуются дополнительная документация. Например, при приватизации дома с прописанным там ребёнком, понадобиться приложить к заявлению его метрики или паспорт (для детей возрастом свыше четырнадцати лет). Если дом находится на неприватизированной земле, потребуется собрать приватизационные документы на участок, потому что приватизация дома отдельно от участка сегодня не предусматривается.

Стоимость и сроки

Стоимость и сроки

Стоимость приватизационной процедуры зависит от количества требуемых документов, и от расценок местных учреждений. Например, цена домового техпаспорта и земельного плана индивидуальна в каждом регионе РФ. С физических лиц взимается государственный регистрационный сбор, равный в 2018 г. 2 тыс. руб. Банковская квитанция об оплате пошлины прикладывается к пакету документации, вместе с заявлением. Если жилец решит воспользоваться услугами нотариуса, это обойдётся ему дополнительно в 1-1,5 тыс. руб.

Сроки приватизации частного дома составляют максимально три-четыре недели. Из них две недели занимает рассмотрение поданных бумаг, установление полной комплектности пакета документации, определение подлинности поданных бумаг. Когда подлинность и комплектность всех документов установлена, у чиновников имеется 10 дней на регистрацию права частного владения на дом, и на выдачу новому собственнику соответствующего сертификата.

В отдельных случаях, когда требуется дополнительная экспертиза поданных бумаг, сроки рассмотрения продлеваются на одну-две недели. Данная необходимость оформляется личным распоряжением начальника территориального учреждения Росреестра. При неправомерном затягивании чиновниками процедуры переоформления права собственности, гражданин вправе обратиться с жалобой в вышестоящие инстанции.

Заявление с претензией к действиям служащих Росреестра подаётся их непосредственному начальству. Когда обращение к высшим чиновникам Росреестра не привело к желаемому результату, человек имеет право написать жалобу в прокуратуру, либо подать иск в судебные органы. В иске пострадавший вправе потребовать наказания для нерадивых чиновников, а также выплаты компенсации за моральный и материальный, если таковой имеется, ущерб.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!