Как получить субсидию на улучшение жилищных условий

Ещё сравнительно недавно, во времена Советского Союза весь жилой фонд, так же, как и земельные участки, являлись государственной собственностью. В связи с этим, забота об обеспечении населения жильём полностью лежала на плечах государства. Гражданам на правах социального найма предоставлялась жилплощадь – отдельные квартиры, комнаты в коммуналках, койко-место в общежитии.

С приходом рыночных отношений появилась частная собственность на жильё. Одновременно с этим, забота об обеспечении себя жильём была переложена на плечи граждан. Государство оставило себе лишь заботу о наименее защищённых слоях населения. Для этих льготных категорий были введены субсидии на улучшение жилищных условий.

Жилищная субсидия

Жилищная субсидия

Юридическое обоснование государственной поддержки в приобретении, либо улучшении жилплощади дано в Конституции – «любой гражданин РФ имеет право на личное жильё» Под термином субсидия подразумевается какая-либо безвозмездная выплата гражданину от государства, предоставляемая на безвозмездной основе для строго определённых целей. Жилищная субсидия предоставляется нуждающимся слоям населения в виде денежного сертификата. Данный сертификат, как и любая субсидия, является строго целевым.

Соответственно, истратить его на другие цели, кроме как для улучшения условий проживания, невозможно. Более того, человек не получает на руки наличные деньги – весь расчет производится по безналичным схемам. Деньги переводятся прямо на счёт продавца жилья, или строительной фирмы, производящей строительство нового или ремонт уже имеющегося жилища. Таким образом, предотвращается нецелевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета. Если при покупке или улучшении жилья не был потрачен весь объём предоставленных по сертификату денежных средств, остатки возвращаются обратно в госбюджет.

Учёт и контроль за выделяемыми средствами осуществляется уполномоченными органами центральной, региональной и муниципальной власти. В их сфере деятельности также находится надзор за целевым использованием субсидии. Если получатели целевых выплат тратят их на посторонние цели, в дальнейшем они теряют право на получение данной финансовой помощи. Обналичивание жилищных сертификатов недопустимо при любых условиях, и подобное однозначно расценивается как мошенничество.

Льготные категории

Льготные категории

Рассчитывать на получение целевых выплат могут рассчитывать далеко не все граждане, а только определённые категории. К ним относятся те, кто в силу неких причин не могут собственными силами скопить деньги на собственное жильё, а также граждане, заслужившие льготы своими заслугами перед государством и обществом. «Льготные» категории граждан, согласно действующим законодательным нормативам:

  • Участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действие в Афганистане, Чечне и прочих «горячих точках».
  • Лица, пережившие блокаду Ленинграда.
  • Гражданские лица, участвующие в организации систем ПВО и противотанковой обороны.
  • Граждане, в период ВОВ служившие в тыловых частях и подразделениях не менее полугода.
  • Военнослужащие и их семьи.
  • Малоимущие слои населения. К ним относятся люди, нуждающиеся в улучшении условий проживания, но чей уровень доходов не позволяет им этого сделать.
  • Многодетные семьи, требующие расширения жилой площади, либо улучшения уже имеющегося жилья.
  • Молодые семьи, возрастом до 30-ти лет и имеющие малолетних детей.
  • Дети-сироты после достижения ими возраста совершеннолетия и выпуска из детского дома.
  • Граждане, отработавшие определённый срок в регионах крайнего севера и в приравненных к ним климатических районах.
  • Инвалиды нетрудоспособных групп, нуждающиеся в собственном жилье.
  • Работники ряда предприятий бюджетной сферы – медики, педагоги, сотрудники полиции и других экстренных служб, — при условии проживания в домах, признанных аварийными, либо в стеснённых условиях.

Все вышеперечисленные льготные категории могут рассчитывать на предоставление им жилищного сертификата. Единственное непременное условие предоставления субсидии на улучшение жилищных условий – насущная потребность в этом. Если жильё заявителя признаётся вполне пригодным для проживания, то он утрачивает право на субсидию, несмотря на причисление его к льготникам.

Поскольку финансовые и физические возможности всех перечисленных слоёв населения существенно различаются, точно так же, как и потребность их в улучшенном жилье, над программами помощи им идёт постоянная работа.

Работники уполномоченных госорганов федерального и местного уровня совершенствуют процедуру выделения денег, делают её более прозрачной и целенаправленной. Основной упор делается на «точечность» оказания финансовой поддержки нуждающимся лицам из льготных категорий населения.

Нуждающиеся в поддержке

Нуждающиеся в поддержке

Способы определения, является ли данный льготник нуждающимся в улучшении условий проживания, или нет, прописаны в нормативной документации, разработанной правительством РФ. Согласно ей, к лицам, имеющим право на получение субсидии на улучшение жилищных условий, относятся:

  • Граждане, вообще не имеющие собственного жилища.
  • Льготник, не являющийся владельцем жилья согласно договору социального найма (то есть, неприватизированной квартиры).
  • Имеющееся во владении жильё официально признано аварийным, частично или полностью непригодным для проживания.
  • Размеры имеющейся в наличии жилплощади не соответствуют требованиям жилищных нормативов по количеству квадратных метров на одного проживающего человека. При этом не имеет разницы, находится ли данное жильё в собственности или во временном владении по договору соцнайма.
  • Когда льготник вынужден проживать в квартире, занимаемой по договору соцнайма, совместно с тяжело или неизлечимо больным человеком.

Иногда бывает, что у членов одной семьи имеются в собственности разные жилые помещения. Тогда, для определения, является ли льготник нуждающимся, вычисляется вся общая площадь принадлежащей семье жилой недвижимости, и делится на количество членов семьи. Пример: до свадьбы муж-льготник и жена имели комнаты в различных коммунальных квартирах. После женитьбы они стали жить в одной из комнат, а после рождения ребёнка места в комнате стало катастрофически не хватать.

Установленный на 2018 год норматив минимальной жилой площади на одного проживающего составляет 12 кв.м. Допустим, у одного супруга площадь собственной комнаты составляет 10 квадратов, а у второго – 12. В сумме выходит 22 м2. Если семья состоит из двух взрослых и одного ребёнка, расчёт производится так: 12 м2 х 3 человека = 36 кв.м. Значит, такая семья имеет все права на помощь государства в расширении имеющейся жилплощади.

Каким образом это будет произведено, особого значения не имеет. Семья может продать имеющиеся в собственности комнаты и, добавив к вырученной сумме государственную выплату, приобрести просторную квартиру. Другой вариант – обмен комнат на квартиру с доплатой. Главное, при совершении сделок не нарушать положения законодательства, и не прибегать к различным незаконным уловкам и мошенническим схемам.

Например, если владелец жилища преднамеренно решил уменьшить размер квадратных метров на каждого жильца, прописав в квартиру некоего родственника. По действующему законодательству, он имеет на такой шаг полное право.

Но чиновники, ответственные за начисление жилищных субсидий, могут расценить это как некую мошенническую уловку. В этом случае заявителю придётся ждать определённое время, вплоть до пяти лет, дабы доказать, что вселение в квартиру родственника не являлось фиктивным.

Получение статуса нуждающегося

Получение статуса нуждающегося

Людям, входящим в льготную категорию, и претендующим на улучшение жилища, или приобретение собственной жилплощади, необходимо обратиться со своим вопросом в районную администрацию, либо в жилищный фонд. В указанные учреждения подаётся заявление о предоставлении субсидии, к которому следует приложить пакет сопутствующей документации. После изучения предоставленных документов уполномоченные сотрудники принимают решение о целесообразности выделения данному гражданину денежных средств.

Подать подобное заявление сегодня можно, обратившись в многофункциональный центр по месту прописки. После того, как заявление принято, сотрудникам администрации отводится тридцать дней на ознакомление с приложенными к ходатайству документами. По истечении месячного срока, они уведомляют заявителя о своём решении. При отказе в удовлетворении требований о предоставлении субсидии, льготник вправе обратиться за восстановлением справедливости в судебную инстанцию.

В ряде случаев, для более подробного ознакомления со сложившейся ситуацией, чиновники могут посещать место жительства претендента на субсидию. Специальная комиссия из представителей администрации и инженеров-строителей обязательно создаётся в случае, если как основание для субсидирования указана аварийность или ветхость жилища. По итогам осмотра недвижимости членами комиссии составляется протокол о признании, или наоборот, о непризнании жилого здания аварийным.

Если выводы комиссии не устроили жильцов, они могут оспорить их в судебном порядке. Для этого придётся за свой счёт произвести независимую экспертизу. Стоимость такой процедуры довольно велика, особенно когда требуется произвести комплексное обследование здания с проведением дорогостоящих лабораторных исследований. Однако, если жильцам всё же удастся доказать свою правоту в суде, они имеют право потребовать от чиновников возмещения всех произведённых затрат на привлечение независимых специалистов.

Особый вопрос – как получить субсидию на улучшение жилищных условий многодетным семьям? К многодетным СКРФ относит семьи, в которых на иждивении имеется не менее, чем 3 несовершеннолетних ребёнка. В большинстве случаев, подобные семьи не в силах собственными силами скопить деньги для приобретения или расширения жилья. Ведь содержание детей на должном уровне требует больших материальных затрат. Более того, один из родителей в многодетных семьях вынужден заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей.

Для поддержки таких категорий граждан, ещё в далёком 1992 году был издан президентский указ №431. В нём прописаны основные положения, на какую государственную поддержку вправе рассчитывать многодетные семьи. Среди них – скидки на оплату коммунальных услуг и право на приобретение льготного жилья при помощи субсидии.

Но право на субсидию не возникает автоматически с рождением третьего ребёнка. Для этого опять-таки придётся доказать нуждаемость в улучшении качества жилья, и недостаточный для этого материальный доход.

Размер субсидии

Размер субсидии

Размер предоставляемых государством субсидий не является строго определённой величиной. На выделяемую сумму оказывает влияние, как минимум, три фактора:

  • Количество человек в семье льготника.
  • Рыночная стоимость кв. метра жилплощади в данном регионе.
  • Время, в течение которого заявитель ожидает своей очереди на получение выплат.

В итоге следует сказать, что получение государственных выплат – дело далеко не из простых. Претенденту придётся приложить все усилия, чтобы доказать своё право на них. В одних случаях чересчур бдительные чиновники многократно перестраховываются от возможных мошеннических схем, проводя всяческие нужные и ненужные экспертизы. В других – откровенно не желают тратить «лишние» деньги и без того скудного регионального бюджета. В этом случае они будут всеми правдами и неправдами затягивать решение вопроса.

В итоге человеку приходится затратить на получение положенных выплат огромное количество сил, времени и нервов. Единственный шанс максимально ускорить принятие положительного решения – обратиться за помощью к юристам.

Профессионалы, работающие в сфере жилищного права, смогут оказать клиенту весь спектр необходимой помощи, начиная от составления ходатайства, и заканчивая сбором всей необходимой документации. А при необходимости, юрист будет готов защищать интересы доверителя во всех инстанциях, вплоть до судебных.

Кто имеет право на жилищную субсидию

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *