Порядок обжалования актов и действий налоговых органов

Каждый гражданин РФ, согласно действующему законодательству, имеет право обжаловать любые решения и постановления госорганов, они непосредственно или косвенно затрагивают его интересы. В частности, российское законодательство регламентирует порядок обжалования актов и действий налоговых органов.

Налогоплательщик может опротестовать неправильное начисление налога, действие/бездействие должностных лиц, причинившие гражданину некий ущерб. Однако, далеко не всякий человек знает, как на практике использовать своё законное право на восстановление справедливости при неправомерных действиях госслужащих.

Юридическая база

Юридическая база

Часто бывает, что постановления и действия сотрудников фискальных служб гражданин считает неправомочными, а порой – и прямо нарушающими его гражданские права и законодательные нормативы. Основной гарантией соблюдения и восстановления уже нарушенных прав плательщика становится возможность опротестовать действия налоговиков в вышестоящих инстанциях. Данное право предусматривается положениями статьи №137 действующего НКРФ.

Правовые акты, принятые работниками фискальных служб, а также иные их могут опротестовываться в соответствии с регламентом, установленном правовыми нормативами. Порядок обжалования актов налоговых органов предусматривает, что любой человек может направить свою жалобу в любую из перечисленных ниже инстанций, на своё усмотрение:

  • Инстанции, вышестоящей по отношению к той, что приняла ошибочное или противоправное решение.
  • Вышестоящему должностному лицу с протестом на действия/бездействие его подчинённых.
  • В судебные органы для обжалования неправомерного нормативного документа. Чаще этот вариант используется, когда обращение непосредственно в органы, допустившие преднамеренную или нечаянную ошибку, с просьбой её исправить ни к чему не привели.

В некоторых вариантах возможна также одновременное направление иска в вышестоящие госорганы и в учреждения суда. В статьях №№137-138 НКРФ юридический термин «нормативный акт» имеет несколько иное значение, нежели в остальных статьях законодательства. Здесь под термином подразумевается любой официальный документ, принятый налоговиками, вне зависимости от его конкретных правовых особенностей. Соответственно, налогоплательщик имеет возможность опротестовать практически любое постановление или решение налоговиков, которое он посчитает неправильным или противоправным.

Помимо нормативных актов (требований, писем, иной документации), оформленных в документальной форме и подписанных руководством отдела ФНС, налогоплательщиком могут оспариваться и взыскание с него налогов, штрафных выплат, пени. Взысканные налоговиками платежи гражданин может попытаться вернуть в судебном порядке вне зависимости от того, было ли опротестован им основополагающий документ, руководствуясь которым сотрудники ФНС вынесли своё предписание о взыскании финансовых средств.

Порядок обжалования налогового акта компаниями или ИП при посредстве судебных инстанций предусматривает подачу иска с требованиями в судебный арбитраж. Рассмотрение дела производится в соответствии с процессуальными нормативами арбитражного судопроизводства. В случае обжалования налоговых решений и принятых документов частными гражданами, не обладающими статусом частного предпринимателя, производится через судебные инстанции общей юрисдикции – районные или городские суды.

Процесс рассмотрения ходатайства тогда происходит с соблюдением положений правил обжалования неправомерных деяний госслужащих и государственных служб.

Подача жалобы

Подача жалобы

Порядок обжалования актов и действий налоговых органов в вышестоящих госорганах прописан положениями НКРФ. Заявление подаётся в территориальные учреждения, принявшие неправомочное, на взгляд налогоплательщика, решение. Оттуда жалоба переправляется в вышестоящую инстанцию для дальнейшего рассмотрения и принятия вердикта по ней. Для передачи ходатайства вышестоящему начальству отводится срок в 3 дня. В противном случае сотрудники, по вине которых произошло затягивание рассмотрения претензии, подлежат дисциплинарной или административной ответственности.

Законодательство устанавливает сроки, до истечения которых может подаваться протест в ответ на действия сотрудников ФНС. Он составляет 3 месяца со дня составления спорного нормативного документа или иного неправомерного действия налоговиков. Течение срока давности, упущенного по некой уважительной причине, может восстанавливаться распоряжением руководителя вышестоящего фискального учреждения. Для этого следует предъявить доказательства объективных причин, не позволивших гражданину использовать установленные законом временные лимиты для подачи протеста.

Заявление составляется в свободной форме в виде письменного документа. В верхней правой части бумаги указывается наименование органа ФНС или должностного лица, в адрес которых направляется ходатайство. Там же указывается, от кого подаётся жалоба, контактные данные лица-заявителя. Заявитель может отозвать поданное ходатайство до того момента, как оно будет рассмотрено и по нему будет вынесено постановление. Порядок обжалования актов налогового органа устанавливает, что при отзыве своего заявления, плательщик лишается возможности повторной подачи ходатайства по этому же вопросу.

Рассмотрение ходатайства

Рассмотрение ходатайства

Порядок рассмотрения поданного иска от налогоплательщика регламентируется внутриведомственными нормативами, утверждёнными приказом министра по налогам и сборам от 2001 года. Порядок рассмотрения в данном случае зависит от характера поданного заявления:

  • Жалоба от частного лица, не являющегося руководителем организации или частным предпринимателем.
  • От физического лица, занимающего руководящую должность в коммерческой организации о несогласии привлечения их к административной ответственности за нарушения положений НКРФ.
  • От организаций и физических лиц о несогласии с применёнными к ним мерами санкционного воздействия – штрафам, пени.

Время, отведённое сотрудникам ФНС для разбирательства по поданной жалобе, составляют не более 30 календарных дней с момента её подачи. После разбора заявления и принятия по нему юридического решения, его податель должен быть извещён о принятом решении не позднее, чем в трёхдневный срок. В исключительных случаях срок решением руководства госоргана может увеличиться ещё на две недели. По результатам внутриведомственного разбирательства, относительно поданного гражданином ходатайства, может выноситься одно из таких постановлений:

  • Оставить ходатайство налогоплательщика без удовлетворения.
  • Отменить спорное решение сотрудников нижестоящего отдела ФНС.
  • Остановить производство, начатое в отношении налогоплательщика в соответствии с неправомерным актом.
  • Изменить вынесенное ранее решение, откорректировав его резолютивную часть.

Если в ходе рассмотрения жалобы будут выявлены серьёзные, либо преднамеренные нарушения действующего законодательства со стороны некоего сотрудника, к виновным могут применяться все меры дисциплинарного воздействия. Если нарушения нанесли значительный ущерб государству, организации или частному налогоплательщику, то действия нечистоплотного на руку служащего подпадают под юрисдикцию административного или уголовного законодательства. Порядок обжалования налогового акта предусматривает случаи, когда заявление не может приниматься к рассмотрению:

  • Пропущены отведённые законодательством сроки для опротестования постановления работников налоговой службы.
  • В ходатайстве отсутствует конкретное требование, указание на оспариваемый налоговый акт, либо не представлены обоснования требований или сопутствующая доказательная база.
  • Когда заявление подаёт лицо, не имеющее непосредственного отношения к принятому налоговиками постановлению. В случае, если данный гражданин представляет интересы третьего лица, он должен иметь нотариально заверенную доверенность на совершение определённых действий юридического характера.
  • Если по оспариваемому акту ранее уже был вынесен вердикт судьи, вступивший в силу.

Опротестование актов через суды

Опротестование актов через суды

При подаче иска в суд, заявитель вправе выбрать в качестве ответчика как территориальный орган ФНС, так и конкретного сотрудника, непосредственно причастного к вынесению неправомерного постановления. Порой налогоплательщик не имеет возможности предъявить претензии к определённому работнику налоговой инспекции – например, данное лицо уже не работает в ФНС, либо истцу неизвестны данные сотрудника, допустившего ошибку при составлении документа.

Статья №138 НКРФ определяет, что юридические лица – компании и ИП, — опротестовывают неправомерные постановления налоговиков в арбитражном суде. Граждане, выступающие в роли физических лиц (не являющиеся ИП и не представляющие коммерческую организацию), должны для разрешения спора с госорганами обращаться в районные или городские судебные инстанции.

На основании заявления, поданного истцом в судебную канцелярию, возбуждается производство. Иск подаётся в судебную инстанцию не позднее трёх месяцев со дня принятия спорного налогового акта. Порядок составления заявления прописан в статье №125 АПКРФ.

В нём указываются:

  • Полное название учреждения, в которое направляется протест.
  • Наименование оспариваемого документа, его номер, дата принятия.
  • Перечень прав и интересов, по мнению заявителя, нарушенных данным нормативным документом.
  • Перечень статей налогового или иного законодательства, вступающих в прямое противоречие с принятым налоговиками постановлением.
  • Требования истца об отмене принятого работниками ФНС документа, либо о принуждении служащих к исполнению своих обязанностей.

К подаваемому заявлению необходимо присовокупить всю имеющуюся доказательную базу. После принятия ходатайства налогоплательщика к рассмотрению, судья имеет право по просьбе истца временно приостановить исполнение спорного решения налоговиков. Максимальные сроки рассмотрения ходатайства в судах составляют не более 60 дней с момента принятия дела к исполнению.

Подача апелляции

Подача апелляции

Если вердикт судьи не удовлетворяет плательщика, он имеет право подать протест в вышестоящий судебный орган. Стандартные сроки для этого устанавливаются в десять дней с момента принятия судебного постановления. При отказе в удовлетворении претензий заявителя, он имеет полное право подать апелляционную жалобу в течение 3-х месяцев с момента получения отказа на удовлетворение отправленной ранее жалобы.

Подаётся апелляция в те же судебные органы, что занимались рассмотрением первоначальной жалобы. Компании и лица-индивидуальные предприниматели направляют заявление в учреждения арбитражного судопроизводства, а частные лица – в районные и городские судебные органы. В ходе апелляционного разбирательства вышестоящим судом выносится следующий вердикт:

  • Полностью удовлетворить требования заявителя, отменив предыдущее решение нижестоящего суда.
  • Частично удовлетворить претензии истца, отменив отдельные пункты резолютивной части постановления, либо изменив их.
  • Отказать подателю апелляции в её удовлетворении.

При отказе апелляционной комиссии в удовлетворении протеста плательщика, предыдущее решение суда обретает юридическую силу. Порядок обжалования налоговых актов — дело довольно хлопотное, требующее немалых познаний в области юриспруденции, процессуального, гражданского и налогового права.

Поэтому, для повышения шансов на успех в тяжбе с учреждениями ФНС, лучше обратиться к помощи юристов по наследственным вопросам, работающих в сфере налогового правового поля.

Совет Юриста: обжалование решений органов налоговой службы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *