Как оформить участок земли в собственность

Земельное право в нашей стране относительно молодое направление юриспруденции. Дело в том, что частная собственность на землю появилась только в начале 1990-х годов, результате проведённой в России земельной реформы. До этого весь земельный фонд являлся собственностью государства и не подлежал продаже.

За прошедшие с тех пор десятилетия в земельное законодательство внесено множество поправок и дополнений. В связи с этим, многие граждане, далёкие от юридической науки, до сих пор не знают, как оформить землю в собственность, какие нюансы имеются у данной процедуры, какие документы для этого потребуются.

Правовые нормативы

Правовые нормативы

Первый вариант российского закона о землепользовании был принят ещё во время существования СССР, в 1990 году. Он положил начало частной собственности на землю, пока только в форме права на пользование ею неограниченное время с правом наследования. Спустя год, уже новообразованным независимым Российским государством вступает в действие закон о полноценном частном владении земельным фондом.

Согласно ему, граждане получали право оформлять землю в собственность и совершать с ней любые сделки, не противоречащие действующему законодательству – покупать и продавать, дарить и завещать, брать и сдавать в аренду. Приобретать участки отныне стало возможно для следующих целей:

  • Дачное садоводство.
  • Фермерское сельхозпроизводство.
  • Строительство частного жилого дома.

В 1997 году в России принимается отдельный свод законов о земле, в результате чего земельное право де-юре стало самостоятельной областью юриспруденции. Современный кодекс законов о земле определяет следующие виды собственности:

  • Частная. Допускает приобретение земельных участков любыми гражданами, даже иностранными подданными. Исключение – лица, не являющиеся гражданами РФ, не имеют права приобретать земли, лежащие в пределах пограничных зон.
  • Государственная. Такие земли находятся в управлении либо непосредственно центральных органов власти, либо региональных властей на уровне областей, краёв, республик.
  • Муниципальная. К ней относятся участки, находящиеся на балансе местных (городских, поселковых, сельских) органов власти.

Земли, находящиеся в подчинении государственных и муниципальных властей, не могут продаваться или дариться частным лицам или организациям. Но они могут сдаваться в аренду юридическим лицам и гражданам на правах временной или бессрочной аренды без возможности наследования. Статья №27 ЗКРФ и ФЗ от 2001 года запрещают оформление земли в собственность, если участок находится:

  • На территории, относящейся к кладбищам и мемориальным захоронениям.
  • Принадлежит к землям общего использования.
  • В зоне особо охраняемых природных объектов – природоохранных, водоохранных, заповедных территорий.
  • Участки, находящиеся в ведении Министерства обороны, МВД, ФСБ, прочих государственных структур и ведомств.
  • Земля является частью территорий природных, архитектурных, культурно-исторических памятников.

Приобретение земли в собственность

Приобретение земли в собственность

Согласно положениям земельного законодательства, частное лицо может стать владельцем земельного надела на следующих основаниях:

  • В результате заключения сделки купли-продажи.
  • По дарственному договору.
  • Наследование участка по завещанию прежнего владельца. Либо в соответствии с юридическим правом наследника.
  • В соответствии с договором пожизненного пользования.
  • При заключении долгосрочного арендного соглашения с муниципалитетом или государством.
  • Приватизация участка, находящегося в пользовании, либо в соответствии с положениями закона о «дачной амнистии».
  • По заключению договора обмена между двумя гражданами или частным и юридическим лицом. Земля, находящаяся в собственности, может обмениваться как на недвижимое, так и на движимое имущество.

В связи с этим, универсального ответа на вопрос «Как оформить участок земли в собственность?» не существует. В каждом конкретном случае алгоритм действий будет свой. Наиболее простой является процедура передачи участка в результате договора покупки. Покупатель и продавец заключают договор, заверяют его в нотариальной конторе и с данным документом обращаются в регистрационные органы для переоформления права собственности. В прочих ситуациях процесс выглядит иначе.

Наследование

Наследование

Перейти в собственность к новому владельцу участок может в результате исполнения последней воли усопшего, либо в соответствии с наследственным правом. В обоих случаях вступление во владение землёй возможно лишь в результате открытия наследственного дела. Оно открывается нотариусом сразу же после получения официального известия о смерти наследодателя. Для вступления в права наследования, либо для заявления о таких правах, законом отводится срок в полгода.

В течение этого времени гражданин, назначенный наследником, или являющийся таковым в силу законодательства, должен собрать и предъявить нотариусу необходимый пакет документов. На основании этой документации нотариус идентифицирует личность получателя наследства, или удостоверится в его праве на определённую законом долю. По истечении шестимесячного срока наследник получает от нотариуса свидетельство, узаконивающее вступление данного гражданина в права наследования.

С этим документом нужно обратиться в кадастровое учреждение для внесения изменений в госреестр недвижимого имущества, и официальной фиксации наследника в качестве нового собственника земельного участка. После этого на руки наследнику выдаётся правоустанавливающий документ на землю. Перечень документов, необходимых к представлению в нотариальную контору для оформления права наследования:

  • Паспорт участка, составленный в кадастровой палате.
  • Договор с независимым оценщиком об установлении стоимости земли.
  • Документ с результатами произведения оценки — необходим для установления размера подоходного налога на наследуемую недвижимость.
  • Справка из домоуправления с последнего места жительства завещателя о составе его семьи. Служит подтверждением отсутствия прочих наследников, имеющих законное право на обязательную долю.
  • Документы, подтверждающие факт близкого родства с наследодателем. В этом случае не придётся уплачивать налоговый сбор в виде НДФЛ.
  • Если гражданин является наследником по закону (несовершеннолетним ребёнком, нетрудоспособным супругом или родителем покойного), нужно представить подтверждающие это документы.
  • Выписку из госреестра юридических лиц. При наследовании дачных и садоводческих земель данная выписка не требуется.

В регистрационную палату, занимающуюся оформлением недвижимости, потребуется подать:

  • Письменное заявление.
  • Паспорт.
  • Нотариальное свидетельство о вступление в права наследования.
  • Справку о смерти наследодателя.
  • Чек об уплате госпошлины – 1 тысяча рублей.

Дарственная

Дарственная

Процедура оформления дарственной на землю аналогична дарению любой другой недвижимости. После составления договора, даритель собирает необходимый пакет документации:

  • Кадастровый документ земельного участка.
  • План межевания границ надела.
  • Выписка из бюро техинвентаризации.
  • Справка из налоговых органов об отсутствии задолженности.
  • Генплан участка.

Все перечисленные документы представляются в нотариальную контору, сотрудником которой документы проверяются на подлинность. После этого дарственный договор заверяется, а новому владельцу выдаётся справка о переходе недвижимости в его собственность. Далее весь пакет документов вместе с выпиской, выданной нотариусом, передаётся в регистрационное учреждение.

После рассмотрения заявления с приложенными к нему документами, сотрудники регистрационной палаты выдают новому владельцу новый кадастровый документ и прочие правоустанавливающие документы.

Список подаваемых бумаг в этом случае аналогичен тому, что требуется при оформлении наследства, но вместо завещания предоставляется дарственная. Госпошлина, которую должен оплатить одариваемый, составляет 200 рублей.

«Дачная амнистия»

«Дачная амнистия»

Ещё один вариант получения земли в собственность – так называемая «дачная амнистия». Закон, разрешающий оформление дачно-садоводческих участков в собственность, был принят ещё в 2006 году, и с тех пор срок его действия не единожды продлевался. Последний раз продление произошло в феврале 2018 года – закон был пролонгирован до 2020 года. В соответствии с ним, фактический владелец дачи имеет право приватизировать участок на льготных условиях.

Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, у хозяина дачи должны иметься правоустанавливающие документы на данную землю. Поэтому, перед тем, как оформить участок земли в собственность, потребуется собрать все необходимые для этого справки и документы:

  • Правоустанавливающие документы, подтверждающие правомочность пользования дачным участком.
  • Кадастровая документация – земельный план и паспорт.
  • Документ, узаконивающий постройки, возведённые на участке.
  • Паспорт владельца земельного надела.
  • Чек об оплате государственного сбора в 1 тысячу рублей.

Весь собранный пакет документов подаётся вместе с заявлением в регистрационное учреждение, либо в районный отдел МФЦ. Если же право пользования участком проистекает из арендного договора с третьим лицом или муниципалитетом, то оформить такую землю в собственность не получится. Для этого придётся выкупить её у настоящего владельца, и только потом начинать процедуру оформления земли в собственность.

Бессрочная аренда

Бессрочная аренда

В случае, когда земельный надел находится во владении гражданина на правах аренды, процесс перевода его в частную собственность является наиболее трудоёмким. Договор бессрочного пользования заключается с государством или местными органами власти, и распространяется на земли, находящиеся под их юрисдикцией. Чтобы приватизировать такой участок, потребуется получить разрешение администрации населённого пункта, на чьём балансе он состоит.

Если подобное разрешение удастся получить, арендатору понадобится составить генплан участка. Сделать это можно, обратившись за услугами к геодезическим организациям, имеющим соответствующую лицензию. После составления генплана, он, вместе с ходатайством о предоставлении земли в собственность и ксерокопией паспорта заявителя, отправляется в местную администрацию. Если надел находится во владении гражданина на правах бессрочного пользования, то получить его можно будет на безвозмездной основе.

Если же арендный договор заключён на определённый срок, понадобится предварительно выкупить его у государства. Стоимость его зависит от множества факторов – прежде всего от кадастровой цены одной сотки в данном регионе и размера самого участка. Исходя из этих параметров, и производится расценка стоимости данного участка.

Как оформить земельный участок в собственность

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!