Документы для оформления наследства на квартиру

В большинстве случаев кончина родственников становится неожиданным ударом для их родных и близких. Как показывает практика, лишь некоторые россияне заранее задумываются о том, какие документы потребуются для принятия наследства. Именно по этой причине такие вопросы как сроки вступления в наследство, особенности сбора и подготовки документов и очерёдность претендентов, всегда сохраняют свою актуальность. Особое внимание нередко уделяется нюансам, связанным с недвижимостью, а именно с тем, какие документы для оформления наследства на квартиру необходимо подготовить и в какую структуру их придётся подавать.

Этапы принятия квартиры как объекта наследования

Этапы принятия квартиры как объекта наследования

Для вступления в права собственности на основании завещания, или в соответствии с действующим законодательством, наследникам необходимо соблюсти определённый алгоритм действий.

В частности, речь идёт о следующих этапах:

  • Оформление свидетельства о кончине наследодателя;
  • Выписка усопшего родственника из квартиры и получение необходимых бумаг;
  • Визит в нотариальную контору;
  • Сбор документов;
  • Проведение оценки жилья;
  • Оплата госпошлины;
  • Получение свидетельства о наследстве у нотариуса;
  • Подача документов в государственные структуры и регистрация в качестве нового собственника недвижимого имущества.

Выписка умершего родственника из квартиры

В паспорте каждого россиянина стоит отметка, свидетельствующая о наличии регистрации по месту проживания. Кончина человека является основанием для снятия с учёта. В данном случае речь идёт о ситуациях, когда квартира, являющаяся объектом наследования, принадлежала наследодателю на правах собственности, и указанный гражданин постоянно проживал в ней.

Для аннулирования регистрации наследник должен прийти в отделение миграционной службы, расположенное по месту нахождения квартиры, и выписать умершего родственника с жилплощади на основании свидетельства о его кончине. Помимо посещения ФМС, наследополучателю следует позаботиться о получении справки, подтверждающей адрес проживания наследодателя и содержащую информацию обо всех жильцах указанной квартиры.

Какие документы необходимо собрать?

Какие документы необходимо собрать?

Подготовка пакета документов является ключевым этапом при принятии наследства. Перед тем как посетить нотариальную контору, необходимо собрать следующие бумаги:

  • Свидетельство о кончине наследодателя;
  • Документ, подтверждающий снятие с учёта;
  • Справка из жилищной организации
  • Паспорта, удостоверения личности и свидетельства о рождении наследников (в зависимости от возраста претендентов);
  • Бумаги, подтверждающие факт родства или кровной связи;
  • Бумаги, свидетельствующие о праве собственности на квартиру;
  • Кадастровый паспорт (получается в Росреестре), содержащий информацию о кадастровой цене данной недвижимости;
  • Экспликация и план дома (получается в БТИ);
  • Бумага из ЕРГП или ДЖПЖД (в зависимости от времени оформления жилья усопшим родственником).

Необходимо учитывать тот факт, что перечисленные документы для оформления наследства на квартиру, входят в стандартный пакет. В зависимости от той или иной ситуации, перечень может дополняться. Именно по этой причине эксперты настоятельно рекомендуют поинтересоваться у нотариуса о необходимости предоставления дополнительных данных или бумаг.

Процедура оформления квартиры в наследство у нотариуса

Процесс оформления квартиры в наследство в нотариальной конторе

Когда этап сбора документов будет полностью завершён, наследники могут переходить к более активным действиям. В частности, речь идёт о нанесении визита нотариусу, инициации начала наследственного дела и получении свидетельства, подтверждающего право заявителя на получение наследства.

Как выбрать нотариуса?

Вопрос о выборе нотариуса волнует многих россиян. На самом деле, всё предельно просто. Если наследодатель изъявил свою волю, оставив завещание, то специалисты рекомендуют получателям наследства обратиться в ту нотариальную контору, где был заверен документ.

Что касается распределения наследства по закону или отсутствия информации о завещании, то тут особых ограничений нет, однако, чтобы процедура была проведена максимально оперативно, лучше всего нанести визит к нотариусу, находящемуся недалеко от места, где проживал или был зарегистрирован усопший.

Срок обращения к нотариусу за Свидетельством

В течение какого времени следует нанести визит в нотариальную контору?

В соответствии с действующим законодательством наследники обязаны заявить свои права на имущество в течение 6 месяцев с момента кончины наследодателя. Бывают ситуации, когда наследник пропускает указанный срок по независящим от него причинам, к которым относятся:

  • Прохождение стационарного лечения;
  • Длительная командировка в другую страну;
  • Операция или лечение, получаемое за пределами РФ и иное.

Для восстановления пропущенного срока наследнику необходимо позаботиться о том, чтобы доказать суду факт отсутствия своей вины. В качестве доказательной базы можно использовать авиа или ж/д билеты, квитанции или чеки из гостиницы, выписку из медицинского учреждения и другие документы.

Что касается получения готового свидетельства, то данная процедура станет возможной только в тот момент, когда со дня смерти наследодателя пройдут 6 месяцев. Полезно знать, что указанное правило, сотрудники любой нотариальной конторы соблюдают неукоснительно.

Даже если наследники заявят свои права сразу после похорон, подав документы для оформления наследства на квартиру, это никак не повлияет на изменение установленных сроков.

Оценка стоимости наследуемой квартиры

Как производится оценка наследуемого жилья?

Многие наследники сегодня задаются вопросом, касающимся необходимости оценки наследуемого имущества. На самом деле, эта процедура является обязательной, однако стоимость недвижимости должна быть не фактической, а устанавливаться на момент кончины наследодателя. Что касается цели проведения оценки, то она заключается в дальнейшем определении величины государственной пошлины.

Полезно знать, что для проведения оценки наследникам не придётся обращаться в специализированную организацию и нести дополнительные финансовые затраты. Достаточно предоставить в нотариальную контору один или несколько документов, в которых будет указана стоимость жилья.

Если оценка ранее проводилась сторонней организацией, то такое заключение также можно использовать, при условии наличия копии лицензии на соответствующий вид деятельности.

Нередки случаи, когда наследник подаёт нотариусу сразу несколько документов, в которых фигурирует стоимость квартиры. В подобной ситуации за основу принимается наименьшее значение.

Размер государственной пошлины и особенности её оплаты

Размер государственной пошлины и особенности её оплаты

Не секрет, что вступление в наследство связано с дополнительными затратами для претендентов. В частности, речь идёт об оплате обязательной госпошлины, величина которой напрямую зависит от стоимости объекта наследования, а также родственной связи между наследодателем и наследником:

  • Если наследниками являются претенденты I-III очереди, то размер пошлины составит 0,3% от цены жилья, но не свыше 100 тыс. руб.;
  • Если наследниками выступают иные лица, величина госпошлины будет равна 0,6% от цены на недвижимость, но не свыше 1 млн. руб.

В данной сфере правоотношений также предусмотрены определённые льготы для некоторых категорий лиц. Например, для инвалидов 1 и 2 группы предусмотрена «скидка» в размере 50%. Также выделяют несколько случаев, когда наследники, собирающие документы для оформления наследства на квартиру, полностью освобождаются от необходимости оплаты пошлины:

  • Претендент жил с усопшим родственником в одной квартире и проживает до сих пор;
  • Объектом наследства является дом или квартира, собственником которой является гражданин, погибший в результате исполнения гражданского долга, во время политрепрессий и иных аналогичных обстоятельств;
  • Претендентом является гражданин, не достигший 18-летнего возраста, либо человек с психическим недугом.

Заявление о выдаче Свидетельства о праве на наследство

Подача заявления на получения Свидетельства о наследственном праве

Для получения Свидетельства, наследнику необходимо нанести визит в нотариальную контору, и написать заявление. Оно может быть составлено в свободной форме, однако с соблюдением определённых правил, касающихся содержания.

Особое внимание следует уделить нижеперечисленным пунктам:

  • Наименование нотариальной конторы и место нахождения;
  • Информация о заявителе;
  • Сведения о наследодателе;
  • Информация о претендентах на наследство, с указанием основания для наследственных прав;
  • Перечень имущества;
  • Просьба выдать соответствующее свидетельство;
  • Перечень приложений;
  • Дата составления документа и личная подпись его автора.

Выдача Свидетельства нотариусом

После получения заявления и сопутствующих документов от наследника, нотариус начинает дело о наследстве. Все бумаги подвергаются тщательному анализу и проверке. Что касается личности заявителя, то нотариус выясняет, насколько обоснованы его требования и является ли он полностью дееспособным гражданином.

Когда со дня кончины наследодателя пройдёт полгода, наследник сможет получить в нотариальной конторе требуемый документ. Свидетельство имеет строго установленную форму и формируется в 2 экземплярах, один из которых получает наследник, а второй остаётся у нотариуса. Факт получения документа наследник подтверждает своей росписью, поставленной в нотариальном реестре.

Можно ли оформлять наследство через представителя?

Участие в процедуре оформления третьих лиц

Нередки случаи, когда местом жительства наследника является другой населённый пункт, а иногда, и другая страна. В подобной ситуации наилучшим вариантом станет выдача доверенности лицу, которое будет представлять интересы наследника в нотариальной конторе и государственных учреждениях.

При выдаче данного документа особое внимание следует уделить корректности его составления, указании всех необходимых критериев, включая срок действия, полномочия поверенного и прочие нюансы. Если возникнет необходимость, доверенность может быть аннулирована по первому требованию её инициатора.

Регистрация квартиры после вступления в наследство

Когда все подготовительные процедуры завершаться, документы для оформления наследства на квартиру поданы и проверены, а Свидетельство окажется в руках законного наследника, останется лишь пройти завершающий этап – зарегистрировать недвижимость. Данная процедура проводится в ФСГРКК, находящейся по месту расположения жилья.

В эту структуру необходимо подать следующий пакет бумаг:

  • Паспорт заявителя;
  • Заявление установленного образца;
  • Свидетельство, выданное нотариусом;
  • Техдокументация на недвижимое имущество.

Срок оказания данной государственной услуги не должен превышать 1 месяца. Несоблюдение указанного требования сотрудниками ФСГРКК нарушает права гражданина, позволяя ему написать жалобу и потребовать скорейшего решения вопроса.

С чего начать оформление наследства на квартиру

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (6 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here