Как сделать временную регистрацию гражданину РФ

Давно уже ушли в прошлое те времена, когда каждый гражданин страны обязан был иметь в паспорте штамп с пропиской по определённому адресу. Для тех, кто его не имел, было даже предусмотрено уголовное наказание по статье «за бродяжничество». Современное российское законодательство относится к этому вопросу более лояльно: люди, не имеющие прописки, сегодня уже не отправляются в места не столь отдалённые.

Сама прописка уже давно заменена понятием «регистрация». Но, тем не менее, гражданскими законодательными нормативами в ряде случаев предусмотрена административная ответственность за нарушение паспортного режима. Поэтому вопрос «как сделать временную регистрацию по месту пребывания?» достаточно актуален для людей, убывающих на временное проживание в другой город или регион.

Законодательные нормативы

Законодательные нормативы

По привычке, многие люди до сих пор «регистрацию» именуют «пропиской». Но, с юридической точки зрения, между этими двумя понятиями существует принципиальная разница. Во времена СССР каждый гражданин был обязан иметь жильё, и обязан прописаться в нём. Отсутствие прописки и крыши над головой, то есть «бродяжничество» преследовалось по закону. Основная функция советской прописки носила разрешительный характер: органы местной власти, давая прописку, официально разрешали человеку занимать определённую жилплощадь. В те времена весь жилой фонд находился в ведении государства.

С приходом рыночных отношений, появилась частная собственность на жилую недвижимость, и прописка перестала исполнять свою разрешительную функцию. Вследствие этого её заменили новым понятием – «регистрация». Несмотря на внешнюю схожесть, они имеют принципиальное различие. Регистрация гражданина на определённой жилплощади производится не в виде разрешения проживать там. Наоборот, человек уведомляет этим местные власти о том, что он намеревается проживать на подведомственной им территории.

Конституция даёт право каждому россиянину свободно перемещаться по территории страны и проживать в любой её точке. Однако, наряду с этим действует постановление от 1995 года, согласно которому, каждое лицо, выезжающее в другой регион более, чем на 3 месяца, должно встать на регистрационный учёт по месту временного пребывания. В этом постановлении регламентирован порядок постановки граждан на учёт и снятие с него.

Пункт №3 определяет, что местом проживания человека может являться любое пригодное для этого помещение. В связи с этим, оформить временную прописку возможно не только в квартире или частном доме, но и в гостинице, санатории, общежитии учебного заведения и так далее.

Возможные санкции

Возможные санкции

Нарушителям паспортного режима сегодня не угрожает уголовное преследование, но они могут быть оштрафованы за нарушение статьи №19-15-1 КоАП РФ. Согласно данной статье, проживание человеком вне «родного» региона свыше З-х месяцев без временной регистрации карается штрафом от 2-х до З-х тысячей рублей. Для столичных регионов – Москвы и Санкт-Петербурга размер денежных штрафов выше и колеблется в размерах от З-х до 5 тыс. руб. Кроме того, после уплаты штрафа гражданин всё равно будет обязан оформить временную регистрацию в районном отделе ФМС. В противном случае он будет вновь оштрафован при первой же проверке документов.

Согласно положениям статьи №19-15 не подлежат наказанию в виде штрафа лица, временно меняющие адрес проживания в пределах одного региона. То есть гражданин, имеющий постоянную регистрацию в одном из российских регионов – крае, области, республике, — имеет полное право проживать в любом населённом пункте в его пределах безо всякой дополнительной регистрации. В Москве и Санкт-Петербурге имеют право неограниченное время проживать без постановки на временный учёт граждане, постоянно проживающие соответственно в Московской и Ленинградской области.

Большая часть этих областей является, по сути, пригородной зоной столичных мегаполисов. Значительная часть населения данных областей работают в Москве и Санкт-Петербурге, многие из них снимают жильё в этих городах. Чтобы облегчить жизнь трудовым мигрантам из областей, экономически тесно связанных со столичными мегаполисами, и было сделано подобное исключение.

Также может проживать в квартире без временной регистрации гражданин, являющийся сыном её владельца, либо состоящий в официальном браке с собственником данной квартиры.

Для чего нужна временная регистрация

Для чего нужна временная регистрация

Российское законодательство не предусматривает никаких правовых различий между теми, кто имеет регистрацию и теми, у кого её нет. Но этот декларативный порядок не всегда соблюдается на практике. К примеру, чтобы устроиться на работу вне своего региона потребуется оформлять временную регистрацию – в противном случае многие работодатели попросту не идут на заключение с работником трудового договора.

Не имея регистрации в данном регионе и городе, человеку невозможно устроить ребёнка в детский сад или школу. Таким лицам почти невозможно получить заём в кредитных организациях. Кредит им могут выдать разве что под залог некоего ценного имущества. Оформить социальные выплаты или субсидии в данном случае тоже не получиться. Как видим, несмотря на регламентацию необязательности регистрации по месту жительства, без этого человек не может в полной мере реализовать свои гражданские права.

Необходимые документы

Перед тем, как сделать временную регистрацию, гражданину РФ необходимо будет собрать всю необходимую документацию и подать её в отделение миграционной службы.

Пакет документов должен выглядеть следующим образом:

  • Удостоверения личности человека – паспорт РФ или заменяющие его документы.
  • Документ, дающий право гражданину занимать данную жилплощадь. Сюда относятся договор об аренде жилья, соцнайма, о безвозмездной передаче жилплощади во временное пользование, и прочие документы, служащие основанием для предоставления человеку временной регистрации.
  • Письменное согласие владельца жилья на временную регистрацию данного гражданина на его жилплощади. Если квартира или дом находятся в долевой собственности, то потребуется получить согласие всех совладельцев недвижимости.
  • Когда в число дольщиков жилья входят дети, возрастом менее четырнадцати лет, то понадобиться получить одобрение органов опёки на проживание данного гражданина по указанному адресу с постановкой его на временный учёт.

Исключение составляют несовершеннолетние дети. Перед тем, как сделать временную регистрацию ребёнка на временно занимаемой жилплощади, не нужно получать никакого согласия собственников жилья. Для этого вполне достаточно будет просто предъявить в ФМС документ, подтверждающий законность проживания несовершеннолетнего по указанному адресу. Например, им может являться договор аренды квартиры родителями ребёнка. Это связано с проявлением заботы государства о подрастающем поколении.

Без постановки на учёт в ФМС ребёнок не сможет пойти ни в детсад, ни в школу, его не смогут принять на общих основаниях в детской поликлинике, оформить на него субсидии и социальные выплаты. Упрощённая схема действует и при длительном, более З-х месяцев, нахождении человека в учреждениях санаторно-курортного типа, медучреждениях, проживании в гостиницах, либо при нахождении его в местах заключения. В перечисленных случаях для постановки гражданина на временный учёт достаточно одного лишь российского паспорта.

Правило составления заявления и его подача

Правило составления заявления и его подача

Предоставлением временной регистрации имеют право заниматься несколько организаций.

К ним относятся:

  • Райотделы ФМС.
  • Домоуправления и ТСЖ.
  • Дирекция жилищных кооперативов.
  • Многофункциональные центры по предоставлению госуслуг.

Основным органом, ведающим оформлением регистраций, является миграционная служба – ФМС. Все остальные службы и конторы, перечисленные выше, могут всего лишь принимать у человека весь необходимый пакет документов, проверять его достоверность и комплектность, после чего передавать его в тот же ФМС. Именно поэтому большинство россиян предпочитает обращаться напрямую в миграционные органы, полагая, что тем самым ускорят рассмотрение заявления.

Если вы решили, подобно большинству людей, встать на учёт напрямую через ФМС, то потребуется обратиться в территориальное отделение, под юрисдикцией которого находится занимаемое вами жильё. Для этого подаётся официальное заявление, составленное по форме-1. Готовый бланк можно получить либо непосредственно в отделении миграционной службы, либо скачать в интернете на специализированных сайтах юридической тематики, таких как наш. Там же можно ознакомиться с образцами заполнения бланков.

Кроме личной явки, обратиться в органы ФМС возможно отправкой заказного письма по почте, либо передачей электронной заявки при помощи интернета. В последнем случае имеется специально созданный раздел в онлайн-портале «Госуслуги». Разница заключается во времени обработки заявки сотрудниками ФМС: при личном обращении этот срок не превышает З-х дней, а при использовании интернет-портала – порядка восьми. При оформлении временной регистрации в снимаемом жилье, в органы ФМС должен лично явиться собственник жилья, и дать разрешение на это.

Когда квартира или дом находятся в долевой собственности, то всем совладельцам являться отделение вовсе не обязательно. Достаточно делегировать эти полномочия кому-то одному из них, подтвердив разрешение представлять себя в госорганах письменной доверенностью.

Дополнительные нюансы

Дополнительные нюансы

При составлении ходатайства и при сборе пакета сопроводительных документов, следует проявлять максимальную внимательность. Малейшие неточности и ошибки могут явиться причиной для отказа в постановке человека на учёт. Как показывает юридическая практика, наиболее частым поводом для отклонения ходатайства с просьбой зарегистрировать на временно занимаемой жилплощади, является:

  • Неполная комплектация пакета документов.
  • Недействительность информации, отражаемой в поданных документах.
  • Отсутствие официально оформленного согласия со стороны всех совладельцев жилища.
  • Нарушения, допущенные при составлении договора о найме жилья.

Временно зарегистрироваться по адресу проживания можно и в том случае, если у гражданина вообще нет постоянной прописки в каком-либо регионе страны. Для этого достаточно лишь предъявить листок убытия с последнего места проживания. Если такого документа на руках не имеется, то сотрудники ФМС самостоятельно запрашивают его по своим каналам. При этом время оформления, соответственно, увеличивается на несколько дней или даже недель. Вопрос, как сделать временную регистрацию, не столь уж трудный. Данная процедура, при наличии всей необходимой документации, займёт максимум несколько дней.

Но если составление заявления, сбор документации или подача их в органы ФМС представляет для вас трудность – лучше обратиться за услугами к юристу-профессионалу. Он сможет помочь вам временно зарегистрироваться на занимаемой жилплощади, и грамотно оспорить решение госорганов в случае отказа.

Временная регистрация и прописка

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!