Как оформить дом в собственность в 2018 году

Необходимость оформления дома в собственность в 2018 году продиктована действующим жилищным законодательством. Без этого владелец жилой недвижимости лишается значительного количества прав по отношению к своему имуществу. Он не сможет при всём желании прописаться в нём, продать его, подарить, сдать внаём, или передать по наследству.

Особенности процедуры регистрации права собственности зависят от нескольких факторов. Прежде всего, это категория земельного фонда, к которой относится участок под домом. Также немаловажным фактором является наличие всей необходимой разрешительной и правоустанавливающей документации. Рассмотрим, как происходит регистрация жилого дома в собственность в той или иной ситуации.

Оформление в собственность дома на землях ИЖС

Оформление в собственность дома на землях ИЖС

Весь земельный фонд в России подразделяется на несколько категорий. В зависимости от этого имеются различия в процедуре регистрации жилья в госреестре. К примеру, на особо охраняемых землях, относящихся к природоохранным, водоохранным территориям, к историческим и культурным памятникам, любое жилищное строительство запрещено. Соответственно, зарегистрировать жильё на таких участках у вас не получится.

Для возведения частных строений жилого назначения имеется специально отведённые земли, сокращённо именуемые ИЖС, что расшифровывается как «индивидуальное жилое строительство». Оформление дома, построенного на таких наделах, обычно не вызывает особых проблем, конечно при наличии всей необходимой документации на участок, а также при соблюдении всех строительных нормативов. В отдельных случаях возможно даже переоформление «бесхозных» построек – то есть, тех домов, что были когда-то заброшены бывшими хозяевами, и на которые отсутствуют какие-либо документы.

В стандартном случае вся процедура оформления дома в собственность в 2018 году производится в несколько этапов:

  1. Сбор необходимого пакета документации.
  2. Подача заявления в регистрационную службу.
  3. Получение правоустанавливающего документа на жилой дом.

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов подробнее.

Сбор документов для регистрации права собственности

Сбор документов для регистрации права собственности

Перед тем, как оформить дом в собственность в 2018 году, потребуется соблюсти целый ряд бюрократических процедур в виде сбора комплекта бумаг, установленных законодательными актами. Данный этап, несмотря на всю свою хлопотность, является, пожалуй, самым важным. Без правильно составленного пакета документов даже не имеет смысла подавать заявление в регистрационные органы.

Чтобы зарегистрировать частный дом, потребуется предоставить в государственные регистрационные органы следующий набор документов:

  • Правоустанавливающий документ, в соответствии с которым земельный надел перешёл в собственность заявителя. Это может быть договор купли участка, о его дарении, либо свидетельство о наследовании. Каждая из перечисленных бумаг должна иметь нотариальное заверение.
  • Разрешение от надзорных органов на ввод жилья в эксплуатацию.
  • Технический паспорт на дом из бюро техинвентаризации.
  • Паспорт владельца регистрируемого жилья.
  • Если земельный надел находится во владении на правах аренды, то потребуется предъявить соответствующий договор, заключённый с владельцем участка.
  • Когда оформлением дома в собственность занимается официальный представитель владельца, он обязан иметь на руках нотариальную доверенность на произведение всех необходимых для этого действий.
  • Квитанцию из банка об оплате госпошлины.

Получение разрешения на постройку дома в 2018 году

Получение разрешения на постройку дома в 2018 году

Чтобы процедура оформления дома прошла без лишних проблем, перед началом строительства рекомендуется получить соответствующее разрешение на это. Закон допускает регистрацию жилой постройки и после её возведения, но в этом случае у регистрирующих служб могут возникнуть некие технические вопросы. Например, в случае несоответствия построенного здания требованиям строительных, пожарных или иных технических регламентов, регистрация дома будет невозможна. Для этого владельцу придётся устранить все обнаруженные нарушения, что подчас выливается в очень внушительную сумму.

Среди требований, выдвигаемых к капитальной застройке на землях ИЖС можно упомянуть ограничение в этажности, а также необходимое удаление от соседнего участка или другой жилой постройки. В соответствии со строительными нормами, высота частного дома не должна превышать два этажа, а от границ соседнего надела он должен отстоять, как минимум, на три метра. Впрочем, ограничение по этажности достаточно легко обходится путём возведения здания высотой в два полноценных этажа, плюс цокольный этаж и мансарда. Таким образом, на землях ИЖС возможно оформить жилую постройку, фактически имеющую четыре этажа.

Во избежание подобных проблем рекомендуется предварительно согласовать все нюансы будущего строительства с соответствующими надзорными органами. Для этого в службы, осуществляющие контроль над соблюдением строительных и иных норм (пожарных, санитарно-гигиенических и т.д.), предоставляется такой пакет документов:

  • Свидетельство права собственности на земельный участок, на котором планируется построить жилище. Если гражданин до этого не оформил землю в собственность, то зарегистрировать дом на ней в стандартном порядке не получится. Закон в данной ситуации предоставляет человеку возможность зарегистрировать землю одновременно с домом, правда это несколько усложняет всю процедуру.
  • Поэтажный план будущей жилой застройки с указанием линейных размеров и площади каждого этажа.
  • Чертёж со схематичным расположением постройки на участке, с обозначением границ надела и контуров соседних строений. План может быть выполнен в масштабе, либо на нём можно просто указать расстояния до соседних построек и границ земельного участка.
  • Паспорт владельца участка.
  • Заявление с просьбой разрешить возведение на земельном наделе данного жилого строения.

Среди нововведений, которые придётся соблюдать при оформлении дома в собственность в 2018 году, краткое описание внешнего вида будущего дома. Данный пункт применяется не ко всем строящимся зданиям, а только к тем из них, что будут располагаться в исторических районах населённых пунктах. В этом случае в описании потребуется указать этажность дома, архитектурный стиль, цвет его фасадной части и материалы, используемые при отделке внешних стен.

Данное правило введено во избежание застройки исторических центров «новоделами», вступающими в визуальный диссонанс с уже сформировавшимися архитектурными ансамблями. Если сотрудники архитектурного комитета посчитают, что описанный внешний вид предполагаемого к постройке здания не вписывается в окружающий архитектурный стиль, то получить разрешение на строительство будет возможно, лишь внеся корректировки в облик будущего дома. После получения одобрения вашего проекта, можно смело приступать к строительным работам.

Дополнительные нюансы

Дополнительные нюансы

Описываемая процедура относится только к домам, возводимым на наделах, относящихся к землям ИЖС. Если же земля принадлежит к иной, скажем, сельскохозяйственной категории, то её предварительно потребуется перевести под ИЖС. Оформление частных домов, построенных на территориях дачных хозяйств и садоводств, производится в упрощённом порядке, в соответствии с отдельным законом о так называемой «Дачной амнистии».

Действующее законодательство также разрешает переоформление в собственность домов, считающихся заброшенными. Таких домов достаточно много в депрессивных регионах страны, особенно в сельской местности. В некоторых регионах можно встретить целые деревни и посёлки, либо полностью «вымершие», либо находящиеся на грани вымирания. Чтобы найти и оформить в собственность брошенный домик в такой деревне достаточно обратиться в местный орган исполнительной власти.

Подача пакета документации при оформлении дома в собственность в 2018 году

Подача пакета документации при оформлении дома в собственность в 2018 году

Когда жилой дом, в полном соответствии с разрешительной документацией, возведён на земельном участке, можно приступать к следующей фазе – непосредственно к подаче документов на регистрацию жилья. Перед тем, как подать заявление с комплектом бумаг в регистрационные органы, потребуется оплатить государственный сбор. Сколько стоит сегодня оформление дома в собственность? На 2018 год размер государственной пошлины составляет 2 000 рублей. Уплатить данную сумму можно в любом банке, предварительно взяв номер расчётного счёта в регистрационном учреждении, либо через терминал банкомата.

Приём документов осуществляется непосредственно в территориальных регистрационных органах. В последние годы к услугам населения появилось такое удобное нововведение, как многофункциональные центры по приёму и выдаче документов, располагающиеся в каждом районе нашей страны. Ещё один способ подать заявление на регистрацию дома – воспользоваться онлайн-сервисом «Госуслуги».

В первом случае заявителю не придётся посещать регистрационную службу, отстаивать очередь. Достаточно будет просто подать необходимый список документов в МФЦ, и в указанное время явиться за готовыми регистрационными бумагами. Здесь же, в помещениях центров, обычно устанавливаются терминалы, с помощью которых клиенты могут оплатить госпошлину прямо на месте.

Сайт «Госуслуги» позволяет осуществлять подачу ходатайства, прямо не выходя из дома. Для этого вам понадобится только компьютер или смартфон с действующим интернет-соединением. При помощи интернета следует войти на сайт госуслуг, и, если вы на нём впервые, произвести несложную процедуру регистрации. После этого потребуется выбрать из представленного на сайте списка услуг необходимую вам, а после – заполнить электронную форму заявки.

Для отправки документов по интернету, потребуется перевести их из бумажной формы в цифровую. Этом можно сделать, отсканировав их, либо сфотографировав на цифровую камеру. Главное проследить, чтобы снимок получился чётки и хорошо читаемым. В противном случае ваша заявка не будет принята к рассмотрению. С помощью сайта «Госуслуг» также можно оплатить госпошлину, переведя деньги с банковской карты или электронного кошелька.

Получение регистрационного свидетельства

Получение регистрационного свидетельства

После подачи полного комплекта бумаг, сотрудники единого государственный реестр недвижимого имущества (начал своё функционирование с 2017 года) рассматривают их на предмет достоверности и соответствия действующим нормативным регламентам. Максимальный срок, отведённый законодательством на рассмотрение обращения гражданина, составляет десять дней. Однако, обычно этот срок не превышает одну рабочую неделю.

При подаче документов через МФЦ придётся ждать несколько дольше, так как данное учреждение сам по себе не занимается регистрацией недвижимости. Оно лишь принимает документы, проверяет их комплектность и пересылает в необходимые инстанции. После, того, как регистрационные документы готовы, их вновь пересылают в многофункциональный центр, где они выдаются на руки заявителю. Таким образом, к обычному сроку оформления дома в собственность, потребуется прибавить время, уходящее на пересылку бумаг.

Если работники госреестра не обнаружат в поданных документах нарушений и неточностей, то спустя указанное время можно будет явиться в учреждение за готовой документацией на дом. Ею является выписка, свидетельствующая о том, что данные о построенном вами доме успешно внесены в общероссийскую базу данных жилой недвижимости. Если же в поданных бумагах будут найдены некие несоответствия, вам вернут весь пакет вместе с ходатайством для исправления обнаруженных ошибок. Повторно подать заявление вы сможете в любое время, как только приведёте документацию в порядок.

Как оформить дом в собственность в 2018 году

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!