Акты гражданского состояния

Любое наиболее значимое событие в жизни российского гражданина подлежит фиксированию в официальной документации, носящей название акты гражданского состояния. Обязанность вносить сведения о человеке в соответствующую документацию и сохранять её на протяжении положенного времени (по существующему сегодня законодательству – 75 лет) возложена на особые государственные учреждения – отделы ЗАГС.

Записи о гражданском состоянии человека являются основанием для появления или прекращения определённых прав и обязанностей. Любая подобная запись является официальным документом, и несанкционированное изменение, как и фальсификация регистрируемой информации может преследоваться в уголовном порядке. Однако, бывают случаи, когда внесение различных изменений в акты допускается российским законодательством.

Нормативно-правовая база

Нормативно-правовая база

Все вопросы относительно внесения записей в документацию ЗАГС, их корректировки либо отмены регламентируются положениями нормативных актов. Это, прежде всего, гражданское законодательство (ГКРФ), а также ряд отдельно принятых на федеральном уровне законов. Ранее данные вопросы регулировались отдельным «брачно-семейным» кодексом – КОБС. С принятием нового российского ГК, все положения относительно работы органов ЗАГС были включены в его статью №47.

Некоторые нюансы регулируются иными статьями кодекса, а также тесно сопряжены с положениями Семейного законодательства. Так, порядок смены гражданином имени или фамилии прописан в статье №19 ГКРФ. Семейный кодекс в ряде своих статей опирается на положения о регистрации брачного союза или его расторжении. Позже вступил в действие отдельный закон №143-97г., дополняющий положения ст.№47 ГКРФ.

На территории Российской Федерации все записи в актах производятся районными органами ЗАГС, ответственность за создание и контроль над работой которых лежит на местной исполнительной власти. Для граждан Российской Федерации, временно находящихся за границами государства, роль учреждений ЗАГС исполняют посольства и консульства РФ. Дипломатические сотрудники в данном случае наделены правами регистрировать основные изменения в жизни российских граждан, в установленных законом рамках.

Кроме того, в ряде случаев признаются юридически законными основные факты гражданского состояния человека, зафиксированные служителями религиозного культа, либо представителями местной власти. Как пример – регистрация брачного союза или рождения детей церковными служащими, произведённая в дореволюционной России.

Подобными же законными правами обладают записи о переменах в гражданском состоянии людей, выполненные председателями колхозов, исполкомов, командирами воинских подразделений в тех местах, где ещё не были созданы учреждения ЗАГС.

Порядок регистрации

Порядок регистрации

Положения гражданского законодательства содержат исчерпывающий перечень событий, происходящих в жизни российского гражданина, которые подлежат обязательной регистрации учреждениями ЗАГС. Данный список является обязательным и никаким изменениям и корректировкам не подлежит:

  • Рождение человека.
  • Заключение брачного союза, либо расторжение его.
  • Усыновление/удочерение приёмного ребёнка.
  • Установление факта биологического отцовства.
  • Изменение фамилии человека, его имени или отчества.
  • Факт смерти гражданина.

Основной целью официальной регистрации перечисленных фактов является обеспечение соблюдения прав россиян, как имущественного, так и личностного характера. Дело в том, что все данные события, произошедшие в жизни человека, в соответствии с российскими законами неразрывно связаны с возникновением или прекращением действия целого ряда его гражданских прав и обязанностей. Также данные события могут являться основополагающими для изменения социально-гражданского статуса и других людей.

К примеру, рождение нового человека налагает на его родителей целый ряд обязанностей по его воспитанию и уходу за ним. Точно также, они приобретают ряд прав в отношении ребёнка, именуемых в юриспруденции «родительскими правами». Точно также смерть человека автоматически освобождает его от любых прав, обязательств и обязанностей, но служит причиной для появления права наследования для его родственников. Также смерть родителя даёт право его несовершеннолетним детям на получение социальной пенсии по потере кормильца.

В обязанности органов ЗАГС вменяется осуществлять проверку достоверности произошедших событий и их документальная их регистрация. При этом требуется точная фиксация даты и времени регистрации, так как в некоторых случаях акты гражданского состояния выступают в роли юридического правообразующего или правопрекращающего документа. Подобное юридическое значение имеет регистрация заключения брачного союза или официального развода.

Регистрация актов происходит составлением двух идентичных форм, которые передаются на хранение. Гражданину на руки выдаётся официальное свидетельство, подтверждающее произошедшее в его жизни событие – рождение ребёнка, заключение брака и так далее. Свидетельства отпечатываются на гербовых типографских бланках, имеющих несколько степеней защиты от подделки, и снабжаются серийным номером.

Все сведения о человеке, зарегистрированные сотрудниками ЗАГС являются конфиденциальной информацией и охраняется законом. За произведение каждой регистрации взимается государственная пошлина установленного размера.

Изменение записей в актах ЗАГС

Изменение записей в актах ЗАГС

Поскольку вся информация, зарегистрированная в учреждениях ЗАГС, имеет решающее значение, не только для самого гражданина, но и для общества в целом, порядок изменения записей строго регламентируется государственным законодательством.

Исправления в них вносятся только в следующих случаях:

  • В результате официального заявления гражданина. Такой вариант допускается в случае совершения ошибок или пропуска неких данных при составлении акта регистрации. Лицо-заявитель в данном случае должно предоставить сотрудникам ЗАГСа официальные документы или справки, подтверждающие его слова.
  • На основании судебного постановления. Пример – постановление суда о семейном разводе, о признании или отмене установленного отцовства.
  • На основании постановления административных инстанций. Например, постановление органов опёки об изменении фамилии, имени или отчества ребёнка, согласно статьи №59 Семейного кодекса.
  • На основании заключения собственно сотрудников ЗАГС. Подобное может произойти при обнаружении ошибок, опечаток и прочих незначительных нарушений порядка заполнения актов.
  • На основании прочих записей гражданского состояния. Так, при усыновлении/удочерении ребёнка, либо при установлении биологического отца, вносятся поправки в записи о его рождении (графа «отец»).

Если меж заинтересованными лицами нет согласованного мнения по поводу внесения корректировок в зарегистрированную информацию, либо между ними налицо конфликтная ситуация, то любые исправления могут вноситься исключительно по решению судебных инстанций.

При отказе работников ЗАГСа вносить изменения в акты по просьбе заинтересованного гражданина, без каких-либо веских оснований, гражданин имеет право обжаловать подобное решение чиновников в судебном порядке.

После рассмотрения существа дела, судья вынесет вердикт – удовлетворить или же отклонить ходатайство истца. В случае положительного решения дела, суд обязует работников ЗАГСа внести соответствующие поправки в акты гражданского состояния.

Восстановление записей

Восстановление записей

При утрате человеком свидетельства, полученного им на руки в учреждении ЗАГС, возможна выдача по его заявлению дубликата. Новое свидетельство составляется на основании записи, хранящейся в учреждении. Согласно нормативам, такой документ обязан храниться в учреждении 75 лет, и только по истечении данного срока сдаётся в архив. По истечении положенного срока для восстановления утраченного свидетельства гражданину придётся обращаться в городской или районный архив за справкой-подтверждением, или за заверенной копией документа. Лишь на основании этих бумаг сотрудники ЗАГСа смогут выдать ему новое свидетельство гражданского состояния.

Иногда по некоторым причинам – по вине сотрудников учреждения, в результате преступного деяния, или в результате форс-мажорных обстоятельств, — произошла утрата самого документа, содержащего саму запись акта. В этом случае, документ не может быть восстановлен без вынесения соответствующего решения судебных органов. Порядок восстановления, согласно законодательным нормативам, требует обязательного вынесения судом решения об установлении факта регистрации акта. Для установления самого факта существования подобной записи используются различные подтверждающие документы — справки и показания свидетелей.

В качестве основания для подачи ходатайства служит официальное уведомление органов ЗАГС об отсутствии у них соответствующей записи – ни в первичном, ни восстановленном виде. После вынесения положительного судебного вердикта запись акта восстанавливается, а на руки гражданину выдаётся другое свидетельство с пометкой о восстановлении утерянной записи. Также на основании решения суда производится аннулирование записей – при отмене судебного постановления о расторжении или недействительности брака и прочее.

В целом же процесс внесения поправок или восстановления утерянных актов не представляет особой трудности, но всё же имеет ряд своих нюансов. Поэтому, для ускорения процесса рекомендуется обратиться за помощью к профессиональным юристам, специализирующимся на гражданских и семейных процессах.

Регистрация актов гражданского состояния

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!