Как работает коллекторское агентство после изменения законодательства

Коллекторское агентство – это особая коммерческая компания. Основная область деятельности её – возврат просроченных задолженностей. От того, насколько успешна будет работа с клиентом, зависит и прибыль коллекторского агентства, и, соответственно, и зарплаты его сотрудников. В связи с этим, до недавних пор методы общения коллекторов с должниками были далеко не дипломатичными. А порой, в целях поскорее выбить долги, коллекторы шли на откровенный криминал.

В конце концов, на то, как работают коллекторские агентства, обратили своё внимание органы власти. В целях наведения порядка в данной сфере бизнеса, российские парламентарии в 2016 году приняли специальный закон, регламентирующий деятельность подобных организаций. В нём чётко прописывается порядок действий и границы полномочий коллекторов. Рассмотрим, как работает коллекторское агентство после изменения законодательства в 2016 году.

Принципы работы коллекторского агентства после изменения законодательства

Принципы работы коллекторского агентства после изменения законодательства

Фирмы, занимающиеся взысканием просроченных долгов, в нашей стране появились относительно недавно – с началом бурного расцвета банковского сектора и массовой раздачи населению потребительских кредитов. Как следствие, очень многие заёмщики, не рассчитавшие свои финансовые возможности, оказались не в состоянии вернуть взятые в долг у банка деньги. И в этом случае к делу подключаются коллекторы, «помогающие» должнику побыстрее изыскать денежные средства для возврата кредита.

Ещё недавно подобные компании-взыскатели больше напоминали полукриминальные группировки рэкетиров. Но с принятием закона о коллекторской деятельности, данная сфера бизнеса вышла из тени. Отныне к коллекторам и их работодателям предъявляются вполне конкретные требования, нарушение которых чревато наложением на агентство штрафных санкций или даже отзывом лицензии.

Начиная с 2016 года, работать в сфере возврата долгов имеют право исключительно фирмы, занесённые в госреестр. Сведения реестра являются общедоступными, то есть, каждый гражданин вправе зайти на соответствующий сайт, и ознакомиться с его данными. Поэтому, если должник стал объектом внимания некой коллекторской организации, он первым делом должен проверить – имеется ли данная фирма в списках госреестра. Если организация, требующая с него долг, там не зарегистрирована, то с большой долей вероятности, с ним «работают» криминальные структуры. А это прямой повод для обращения в органы полиции.

Коллекторские агентства с юридической точки зрения могут быть либо ООО, либо публичным АО. Частному предпринимателю заниматься деятельностью, связанной с взысканием задолженности запрещено законом. На середину 2017 года общее количество коллекторских агентств составило порядка 100 штук. Среди прочих условий осуществления деятельности, подобные организации должны иметь размер уставного фонда не менее десяти миллионов рублей и оформленный страховой полис на эту же сумму. Столь высокий ценз призван отсеять с рынка различные организации с сомнительной репутацией.

Собственно коллекторы являются наёмными работниками агентства. В сферу их трудовых обязанностей входит общение с «клиентом». Основное качество, которым должен обладать идеальный коллектор – терпение, вежливость, знание законодательных норм и незаурядное красноречие. В ходе работы с нерадивым должником он должен убедить его добровольно вернуть взятые взаймы деньги.

Юридические основания работы коллекторского агентства после изменения законодательства

Юридические основания работы коллекторского агентства после изменения законодательства

Коллекторское агентство имеет право востребовать с гражданина долг только при наличии уполномочивающих его бумаг. Такими документами выступают договор цессии, либо агентское соглашение. Между этими двумя документами имеется принципиальное различие. Коллекторское агентство, работающее в соответствии с агентским договором, выступает в роли своеобразного аутсорсера, который по поручению банка-нанимателя за определённую плату занимается возвратом задолженности. К агентским соглашениям банки прибегают чаще всего при больших размерах долга. При этом агентство за работу получает либо фиксированное денежное вознаграждение, либо определённый процент от суммы задолженности.

Цессионный договор предусматривает продажу долга банком коллекторам. Стоимость таких «плохих» долгов обычно не превышает 100 тысячей рублей. Такими небольшими суммами крупным кредитным организациям заниматься просто не с руки. Судебные тяжбы с должником займут гораздо больше времени и сил, чем реальная финансовая выгода. Такие небольшие суммы банкам проще продать, чтобы очистить свой дебиторский баланс, чем пытаться их вернуть самостоятельно. Коллекторское агентство, которое работает по договору цессии, имеет право предпринимать все предусмотренные законодательством шаги по возвращению купленного долга, в том числе и подавать на должника в суд.

Особенности общения с клиентом сотрудниками коллекторского агентства после изменения законодательства

Особенности общения с клиентом сотрудниками коллекторского агентства после изменения законодательства

Принятый в 2016 году направлен на защиту интересов рядовых заёмщиков от правового беспредела со стороны коллекторов. Как работает коллекторское агентство после изменения законодательства с должниками? В соответствии с нормами нового законодательства, работник фирмы по взысканию наделён следующими правами:

  • Производить общение с гражданами в предусмотренном законодательством порядке.
  • Иные способы общения с задолжавшими лицами разрешаются исключительно с их письменного согласия.

Принятые изменения законодательства строго лимитируют способы воздействия на клиентов. На данный момент в арсенале коллекторов имеется три метода убеждения граждан вернуть занятую сумму:

  • Личная беседа с гражданином.
  • Телефонные звонки.
  • Переписка посредством СМС, почтовых или электронных писем.

Другие варианты общения не предусмотрены законодательством и являются нелегитимными. Кроме того, перечисленные выше способы имеют строгие ограничения. К примеру, телефонные звонки с напоминанием о необходимости вернуть задолженность должны производиться максимум одни раз в день, а в течение недели – на чаще двух звонков. То есть, максимальное число их в течение месяца не может превышать восьми. Время для звонков также чётко регламентированы – с 8 до 22 часов в рабочие дни, и с 9 до 20 – в выходные. СМС-сообщения и электронные письма отправляются с частотой до двух раз в день.

Личные беседы с гражданами работники коллекторских агентств могут производить раз в неделю. При этом общение происходит только по обоюдному желанию. Например, если визит коллектора отвлекает его от какого-либо важного дела, то заёмщик вправе отказаться от переговоров, перенеся встречу на более удобное для себя время. Перед началом беседы специалист по взысканию обязан представиться и назвать наименование агентства, от лица которого он наносит свой визит. По требованию заёмщика он должен предъявить копию документа, дающего ему право требовать возврата займа. Подобные основания дают договора цессии, или агентские соглашения.

В разговоре коллектор имеет право довести до неплательщика такие сведения:

  • О всех вероятных санкциях, которые могут быть применены к нему в случае отказа вернуть долг – запрет выезда за рубеж, лишение водительского удостоверения, возбуждения исполнительного судопроизводства.
  • Начисление пени и штрафов за каждый день просрочки.
  • О вариантах реструктуризации долговых обязательств.

В соответствии с положениями нового законодательства, сотрудники коллекторских компаний не имеют права, без особого разрешения, общаться со следующими категориями неплательщиков:

  • Инвалидами первой группы.
  • Детьми заёмщиков, не достигших совершеннолетия.
  • С прочими родственниками должника. Исключение – если они являются поручителями или созаёмщиками.
  • С гражданами, являющимися не дееспособными.
  • С человеком, в отношении которого начата процедура банкротства.

Если при разговоре работник коллекторского агентства начинает оказывать моральное давление или угрожать, человек вправе прекратить общение с ним. Для этого потребуется написать жалобу в службу приставов-исполнителей, которые курируют деятельность подобных организаций.

Коллекторы после принятия закона

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!