Что делать, если закончилась страховка на автомобиль

В последние десятилетия в России бурно развивается рынок страхования, охватывающий практически все сферы жизнедеятельности общества. Многочисленные страховые компании предлагают самые различные варианты страховки – жизни и здоровья человека, сохранности его имущества. Одним из видов страховой защиты населения является полис автогражданской ответственности – ОСАГО.

Введение данного вида страхования было установлено на законодательном уровне. Оформление ОСАГО является обязательной процедурой для всех владельцев автотранспортных средств, не зависимо от класса автомобиля и его принадлежности. Пользование транспортом, не имеющим страховки гражданской ответственности, чревато наложением штрафа, а также рядом других неприятных последствий.

Что такое «автогражданка»

Что такое «автогражданка»

Целью ОСАГО является урегулирование с помощью страховой компании вопросов, связанных с ущербом, причиняемым в результате дорожно-транспортных происшествий. Впервые подобный вид страхования был введён в США в 20-е годы ХХ века и был вызван ростом числа автомобильных аварий и финансовыми проблемами с их урегулированием. После Второй мировой войны опыт США был перенесён в большинство стран Западной Европы. В России же обязательное страхование автогражданской ответственности было введено лишь в 2003 году, с вступлением в силу соответствующего законодательства.

Согласно условиям договора компания-страховщик обязуется компенсировать часть ущерба стороне, пострадавшей по вине своего клиента. Объектом страхования в данной ситуации является жизнь, здоровье и имущество пострадавшей стороны, пострадавшей при ДТП по вине клиента компании. Размер выплат устанавливается федеральным законодательством и после принятия поправок в 2017 году составляет:

  • 400 тысяч рублей – компенсация за повреждение чужого автотранспортного средства.
  • 500 тысяч рублей – компенсация пострадавшей стороне при нанесении вреда жизни и здоровью.

Особенностью ОСАГО является тот факт, что страховая компания обязана возмещать причинённый ущерб в размере указанного лимита неограниченное количество раз. То есть, теоретически, клиент может требовать покрытия ущерба, ежедневно наносимого им в различных ДТП, на протяжении всего времени действия страхового договора.

Возмещение ущерба второй стороне, участвовавшей в аварии, происходит лишь в том случае, если виновником ДТП будет признан клиент компании-страховщика. В противном случае причинённый клиенту ущерб должна покрывать страховая компания виновника происшествия.

Любой договор автострахования действует на протяжении 12-ти месяцев, но владелец авто может указать в нём некоторый срок, в течение которого он не пользуется личным автотранспортом. Если автовладелец не пользуется автомобилем в зимнее время – эти месяцы могут быть исключены из договора в пользу летнего периода следующего года.

Обязательность ОСАГО

Обязательность ОСАГО

Приобретение полиса «автогражданки» является обязательным условием для эксплуатации транспортного средства. Поэтому в числе первых действий при покупке нового автомобиля – заключения договора ОСАГО с любой из страховых компаний, предоставляющих данные услуги. Часто автовладельцы задаются вопросом, сколько можно ездить, если закончился срок действия страховки? Ответ на этот вопрос однозначный – нисколько. Согласно федеральному законодательству, управление транспортным средством без заключённого страхового договора запрещено.

Каждый водитель, выезжая за ворота гаража, обязан иметь при себе действующий страховой полис ОСАГО. Управление незастрахованным автомобилем, приравнивается к административному правонарушению и наказывается штрафными санкциями. Размер штрафа может варьироваться в зависимости от каждого конкретного случая.

На сегодня он составляет:

  • 800 рублей за управление автомобилем, при отсутствии полиса или в случае его просрочки.
  • 500 рублей – за эксплуатацию автотранспортного средства в период времени, исключённый из действия договора (например, в зимнее время).
  • 500 рублей – в случае, если машина застрахована, но водитель забыл полис дома.
  • 500 рублей, если автомобилем управляет лицо, не вписанное в страховой полис.

При управлении незастрахованной машиной штраф налагается непосредственно на лицо, находящееся за рулём. Если же водитель не является собственником автомобиля, то, согласно административному законодательству, оплачивать штраф будут оба – и владелец авто, и тот, кто управлял им. Связано это с тем, что оба этих человека допустили нарушение норм закона и оба должны подвергнутся наказанию в виде штрафа.

Если владелец авто имеет страховку, но в момент поездки по забывчивости оставил полис дома, он также будет оштрафован сотрудниками дорожной инспекции. Но в этом случае у него имеется шанс оспорить штраф. Для этого следует обратиться с заявлением об отмене постановления о штрафе, вынесенного инспектором, в органы ГИБДД. Вместе с заявлением следует представить действующий полис, квитанцию о штрафе и, по возможности, дополнительные доказательства – показания свидетелей, запись авторегистратора, видеосъемку.

Помимо штрафных санкций, водителю, находящемуся за рулём, когда закончилась страховка ОСАГО на автомобиль, грозит и другая неприятность. При попадании в автомобильную аварию, произошедшую по его вине, такой водитель будет обязан не только уплатить указанный выше штраф, но и за свой счёт возместить стоимость всего нанесённого ущерба. Но и в случае, когда по итогам разбирательства виновником ДТП будет признано другое лицо, владелец незастрахованного авто всё равно будет подвергнут штрафу.

Когда можно ездить без ОСАГО?

Когда можно ездить без ОСАГО?

Как известно, наше законодательство славится большим наличием всевозможных нестыковок и законодательных «прорех». Не являются исключением и нормативные акты, касающиеся ОСАГО. Несмотря на однозначность нормативных актов, не допускающих управления автотранспортным средством без действующего полиса ОСАГО, другие положения законодательства допускают исключение. Так, в отдельных случаях, всё же допустимо управление автомобильным транспортом без оформленного полиса автогражданской ответственности.

Это возможно только в единственном случае – непосредственно после приобретения автомобиля. В законодательстве не прописаны конкретные случаи, каким образом транспортное средство должно появиться во владении гражданина.

Соответственно, это может быть:

  • Покупка автомобиля, как нового в автосалоне, так и подержанного на вторичном рынке.
  • Получение транспортного средства в наследство.
  • Получение авто в результате акта дарения.
  • Предоставление автомобиля во временное владение, оперативное или хозяйственное управление им (например, по роду профессиональной деятельности человека).

Во всех перечисленных случаях на заключение договора ОСАГО владельцу автомобиля даётся десятидневный срок. За это время он должен решить все проблемы с постановкой машины на учёт, при необходимости – прохождение технического осмотра, после чего приобрести в одной из компаний-страховщиков полис «автогражданки». Всё это время владелец имеет право передвигаться на свежеприобретённом автомобиле, например, для прохождения процедуры техосмотра. Инспектора дорожной полиции в течение этих 10-ти дней не могут налагать на водителя штрафы, или иным образом препятствовать управлению автомобилем (снимать номера, помещать машину на штрафную стоянку).

Если сотрудник ГИБДД всё же оштрафовал водителя во время действия предоставляемого законодательством временного лимита в 10 дней, владелец авто имеет полное право опротестовать это решение. За восстановлением справедливости следует обратиться в органы ГИБДД, предоставив квитанцию о штрафе с указанной датой его вынесения, а также документ, подтверждающий, что после приобретения машины ещё не прошёл десятидневный срок.

Таким документом может являться купчая, справка о вступлении в права наследства, договор дарения – во всех этих бумагах должна присутствовать дата передачи прав владения.

Мифы об «автогражданке»

Мифы об «автогражданке»

За исключением десятидневного срока, следующего после приобретения авто, никаких послаблений закон об ОСАГО не предполагает. Между тем, в среде автомобилистов упорно продолжают циркулировать слухи об иных законных возможностях управлять незастрахованным транспортом. Поэтому на вопрос «что делать, если закончилась страховка на автомобиль?» ответ один — следует либо заключить новый договор, либо пересесть на общественный транспорт.

Среди мифов об ОСАГО, наиболее стойко удерживающихся в умах некоторых водителей, можно отметить два: о тридцатидневном льготном сроке и возможности управлять авто без страховки по доверенности.

Миф №1— после окончания срока действия страхового договора у водителя имеется месячный срок, отведённый на заключение нового. К сожалению, никого «льготного срока» в данном случае законодательством не предусмотрено. Если подходит к концу срок действия страхового полиса, владельцу автомобиля следует заранее позаботиться о приобретении нового. В противном случае он будет оштрафован уже на следующий день после окончания срока автострахования.

Справедливости ради следует сказать, что такое положение раньше вовсе не было мифом – оно существовало в первой редакции законодательства об ОСАГО. Положение о тридцатидневных «каникулах» действовало с момента принятия первого закона в 2003 году, но было отменено в новой его редакции, ещё в 2008 г. Поэтому сегодня, если закончилась страховка ОСАГО на автомобиль, следует незамедлительно приобрести новый полис.

Миф №2 – если водитель управляет автомобилем по доверенности, оформлять ему автостраховку вовсе не обязательно. Данное утверждение верно лишь частично. Действительно, человек, управляющий транспортным средством по доверенности, вовсе не обязан страховать его. Впрочем, он это сделать и не сможет – заключение страхового договора ОСАГО является прерогативой исключительно владельца автомобиля. Но если автомобиль не застрахован, то управлять им не имеет права никто, ни владелец, ни другой человек. Исключение – 10-дневный льготный срок после приобретения автомобиля.

Кроме того, гражданин, управляющий автомобилем по доверенности, должен быть вписан в страховой полис. В противном случае и владельцу автомобиля, и его «доверенному лицу» положен штраф в 800 рублей как нарушителям административного законодательства. Исключением является ситуация, когда у владельца на руках имеется так называемый расширенный полис. При его наличии не требуется обязательно вписывать в страховку лицо, управляющее автомобилем по доверенности.

В целом же практика автострахования ещё достаточно нова для России, и до сих пор проходит период «обкатки». Об этом свидетельствуют регулярно вносимые в закон об ОСАГО поправки и дополнения, а также возникающие время от времени недоразумения и эксцессы, вызванные несовершенством и недостаточной отточенностью законодательной базы.

В связи с этим, в случае возникновения каких-либо проблем при заключении договора страхования, или при получении выплат, следует незамедлительно обращаться за помощью к юристу, профессионально занимающемуся страховыми вопросами.

Страхование по КАСКО, ОСАГО и ДОСАГО: чем отличается?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *