Возмещение ущерба причиненного ДТП

Возмещение ущерба, причинённого ДТП, — вопрос достаточно актуальный не только для автомобилистов, но и для любого гражданина, ведь пострадавшими в автоавариях выступают не только водители. Ежегодно жертвами автокатастроф являются тысячи простых людей – водителей, пассажиров, пешеходов.

Любой пострадавший вправе потребовать от виновника ДТП компенсации причинённого ущерба. Данное положение прямо прописано в статьях гражданского законодательства РФ. Разберём, в каких случаях пострадавшие вправе требовать компенсационных выплат, как определяется размер ущерба и куда обращаться за возмещением.

Когда возмещается ущерб при ДТП

Когда возмещается ущерб при ДТП

Согласно действующим законам, жизнь, здоровье, имущество граждан охраняется государством. Поэтому, правонарушитель, виновный в причинении вреда здоровью или собственности стороннего гражданина, обязан произвести материальное или денежное возмещение. Под материальным возмещением подразумевается передача пострадавшему аналогичной вещи. Денежное возмещение – компенсационная выплата денежной суммы, эквивалентной размеру причинённого ущерба.

В полной мере вышеперечисленные положения касаются и автотранспортных аварий. В случае с ДТП пострадавшими выступают не только водители транспортных средств, но и любые посторонние люди, которым в результате действий нарушителя ПДД нанесён физический или материальный вред. Все они вправе требовать от правонарушителя возмещения причинённого ущерба.

Согласно статистическим данным ГИБДД, только за прошлый, 2017, год было совершено порядка 170 000 больших и малых автотранспортных аварий с 19 тыс. погибших и 215 тыс. раненых. Из общего количества автопроисшествий, 53 тыс. произошли с участием пешеходов, а 20 тыс. – с участием несовершеннолетних детей. 5,8 тыс. пешеходов погибло, а ещё 50 тыс. получили ранения. ДТП, связанных со столкновением автомобилей, произошло за прошлый год 32,7 тысячей.

Как видно из приведённых цифр, ущерб, ежегодно наносимый дорожно-транспортными авариями просто колоссален. Возмещение материального и физического ущерба ранее происходило исключительно через судебные инстанции. В 2003 г., чтобы разгрузить отечественные органы юстиции, в России была введена система обязательного автомобильного страхования, организованная по примеру западных стран. Согласно положениям соответствующего законодательства, страховая компания обязана компенсировать пострадавшим лицам убыток, причинённый её клиентом в результате транспортного происшествия.

Законодательным нормативами устанавливается следующий максимальный размер компенсационных выплат:

  • Возмещение ущерба имуществу пострадавшего – 400 т.р.
  • Возмещение вреда здоровью человека – 500 т.р.
  • Компенсация за потерю кормильца – 135 т.р.
  • Компенсация расходов на похороны погибшего в ДТП – 25 т.р.

Все перечисленные выплаты носят единовременный характер, и выплачиваются компанией страховщиком при наступлении страхового случая. Перечень страховых случаев дан в договоре, заключаемом между автовладельцем и страховой фирмой. Когда ДТП и причинённый в результате ущерб не подпадает под перечень страховых случаев, либо у водителя отсутствует (просрочен) полис ОСАГО, ему придётся возмещать убытки самостоятельно.

Водитель автомобиля, согласно положениям ГКРФ, обязан произвести возмещение ущерба во всех ситуациях, кроме следующих:

  • Пострадавший преднамеренно совершил действия, ставшие причинной автомобильной аварии. Например – пешеход попытался совершить суицид, бросившись под колёса; пострадавший в ДТП водитель грубо нарушил ПДД.
  • Ущерб нанесён автомобилем в результате неких форс-мажорных ситуаций (землетрясение, ураганный ветер, наводнение, техногенная катастрофа).
  • ДТП совершено на автомобиле ответчика, угнанном злоумышленниками.

В отличие от УКРФ, гражданский кодекс при определении виновного не исходит из положения о презумпции невиновности. То есть, владельцу авто, попавшего в аварию, придётся самостоятельно доказывать свою невиновность в случившемся.

Определение размера ущерба

Определение размера ущерба

Методика расчета ущерба едина для всех автовладельцев, и установлена постановлением Центробанка в 2014 г. Основная цель расчётов – определить реальные финансовые затраты, требующиеся для ликвидации последствий ДТП. В качестве отправной точки для расчета берутся стоимость запасных частей и ремонтных работ, на момент совершения аварии. Другим основным фактором, влияющим на определение величины компенсации, выступает сложность и длительность реставрационных работ автомобиля. При возмещении вреда здоровью принимается во внимание затраты на медикаменты и реабилитационные средства (костыли, протезы, инвалидное кресло).

Обычно размер причинённого ущерба определяется оценщиками, сотрудничающими со страховой компанией, либо штатными оценщиками страховщика. В обоих случаях возможны некие махинации с установкой суммы вреда, нанесённого пострадавшему автомобилю. Это связано с попытками страховщиков максимально уменьшить размер компенсационных выплат. Когда пострадавший не согласен с явно заниженным размером ущерба, он вправе обратиться в независимое оценочное бюро. Данные независимой экспертизы предъявляются страховщику вместе с письмом-претензией.

Если страховая фирма не желает признать результаты независимой экспертизы, продолжая настаивать на своей сумме ущерба, пострадавший вправе обратиться за восстановлением справедливости в судебные органы. В случае необходимости установить точный размер понесённых потерпевшим убытков, судья вправе назначить судебную экспертизу, которую проводят другие независимые эксперты, назначаемые судом (ст. №67 ГПКРФ). В результате сравнения всех представленных вниманию судьи данных, он устанавливает окончательную сумму, подлежащую выплате потерпевшему.

Если размер вреда, нанесённого в результате ДТП незначителен, то разрешается самостоятельное оформление водителями, участвовавшими в ДТП «Европротокола». Он подразумевает регистрацию происшествия без привлечения сотрудников ГИБДД или аварийных страховых комиссаров. Здесь должны соблюдаться следующие условия:

  • Нанесённый ущерб не превышает 50 тыс. руб.
  • Один из водителей признаёт себя виновным в аварии.
  • В автопроисшествии участвовало только два автомобиля.
  • Не был нанесён вред здоровью и жизни людей.
  • Не нанесён вред имуществу третьих лиц.
  • Оба водителя, попавшие в ДТП согласны на упрощённое оформление ДТП.

Заполняя бланк Европротокола, следует учитывать, что при подобном варианте регистрации максимальный размер выплат составляет 50 т.р. Заполненные в двух экземплярах бланки Европротоколов остаются у участников ДТП, а лицо, виновное в произошедшем ДТП добровольно, в оговорённом порядке компенсирует ущерб, либо за свой счёт ремонтирует автомобиль пострадавшего.

Востребование компенсации через страховую компанию

Востребование компенсации через страховую компанию

Пострадавший должен в течение пяти дней направить своему страховщику заявление о возмещение ущерба, причинённого ДТП. К заявлению следует приложить извещение о ДТП или Европротокол, и прочую необходимую документацию, перечень которой обычно указывается страховщиком в договоре.

Иногда случаются ситуации, когда коммерческие фирмы, заключающие договора автострахования с автовладельцами, банкротятся. Тогда пострадавшему водителю следует обращаться в страховую компанию виновника ДТП. Подобный вариант предусматривается изменениями в законодательстве об ОСАГО с 2017 года. Также возможен вариант с обращением союз автостраховщиков, который обязан выплатить компенсация вместо разорившейся компании из средств страхового фонда.

После поступления заявления в адрес компании-страховщика, её сотрудники обязаны в пятидневный срок произвести осмотр потерпевшего авто с целью установки реального ущерба. Для этого машина перегоняется к месту осмотра, а если автомобиль после совершённого ДТП не на ходу, оценщики сами выезжают на место её стоянки. В течение этого времени пострадавший автовладелец не должен осуществлять ремонт автомобиля.

Одновременно с оценкой ущерба, эксперты производят исследования обстоятельств происшествия – трассологическую, техническую экспертизы. В ходе исследований экспертами устанавливается техсостояние автомобилей на момент аварии, порядок действий обоих шофёров, особенности дорожной ситуации. На основании данных экспертизы устанавливается истинный виновник происшествия. Если данные о виновнике ДТП страховых экспертов и сотрудников ДПС разнятся, водитель вправе обратиться в судебные органы для снятия с себя обвинения в нарушении ПДД. Для этого следует представить судье данные независимой экспертизы.

После осмотра пострадавшего авто и установки стоимости ремонта, страховая компания обязана в 20-дневный срок перевести на банковский счёт клиента означенную сумму. В ряде ситуаций, например, когда дорожное происшествие признаётся не страховым случаем, компания вправе отказать в произведении компенсационных выплат. В такой ситуации у автовладельца остаётся два выхода:

  • Смириться с решением автостраховщика, и самостоятельно выплатить компенсацию пострадавшему водителю из собственного кармана.
  • Попытаться судебными методами доказать собственную правоту, добившись от компании-страховщика произведения компенсационных выплат.

Взыскание убытков с непосредственного виновника

Взыскание убытков с непосредственного виновника

Часто случаются ситуации, когда пострадавшему приходится взыскивать компенсацию за причинённый ущерб с самого виновника ДТП. Такое бывает, в нескольких ситуациях:

  • Общий размер ущерба превышает максимальный лимит выплат по ОСАГО.
  • У обоих автовладельцев отсутствуют, либо просрочены полисы автогражданской ответственности.
  • Потерпевший желает получить выплату за моральный вред.

В приведённых случаях потерпевшему придётся взыскивать возмещение ущерба через органы юстиции. Допустим, общий ущерб от ДТП составил 700 т.р., в то время как максимальный потолок выплат по ОСАГО за разбитый автомобиль составляет 400 т.р. Остаток в виде трёхсот тысячей потерпевший должен будет востребовать лично с правонарушителя. Взыскать данную сумму можно тремя способами:

  • По взаимной договорённости между пострадавшим и правонарушителем. Данный вариант наиболее простой, отнимающий меньше времени и сил у обоих участников аварии.
  • В виде досудебной претензии.
  • В результате постановления судьи.

Досудебная претензия составляется, когда виновник аварии не согласен со своей виной, либо не признаёт выставленную к выплате сумму. Досудебная претензия составляется в свободной форме, но с обязательным указанием в неё следующих сведений:

  • Упоминается постановление ГИБДД, по которому ответчик признаётся виновным в совершённой аварии.
  • Даётся ссылка на сумму ущерба от ДТП, установленную в ходе независимой экспертизы.

В случае, когда и после получения досудебной претензии ответчик не желает выплачивать требуемую компенсацию, остаётся единственный вариант – обращение в суд с исковым заявлением. При размере иска менее 50 т.р., следует обращаться к мировому судье, а при большей величине финансовых претензий – в городской суд. Заявление составляется в соответствии с принятыми в отечественном судопроизводстве стандартами, и подаётся в судебную канцелярию.

Вместе с исковым заявлением следует представить вниманию судьи всю имеющуюся на руках доказательную базу – постановление автоинспекторов относительно определения виновника автомобильной аварии; заключения экспертов о размере понесённого ущерба; квитанция из банка о величине компенсационных выплат, произведённых страховой фирмой. По итогам рассмотрения иска, судья принимает решение об удовлетворении, или отклонении предъявленного иска.

Как возместить ущерб после ДТП?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *