Порядок установления виновника ДТП

ДТП – это автомобильная авария, в результате которой был нанесён некий ущерб имуществу граждан, либо их здоровью. Дорожно-транспортные происшествия подразделяются по степени тяжести: особо тяжёлыми считаются случаи, приведшие к гибели людей. Но какими бы ни были последствия и размер нанесённого ущерба, согласно законодательству он должен быть возмещён.

Компенсировать причинённый в результате автоаварии вред обязана сторона, виновная в происшествии. Для установления виновника ДТП производятся определённые процессуальные действия. В особо сложных случаях приходится проводить весьма затратную, во временном и финансовом отношении, экспертизу.

Для чего необходимо установление виновника ДТП

Для чего необходимо установление виновника ДТП

В большинстве случаев автомобильная авария является неблагоприятным стечением нескольких обстоятельств. Но в любом случае, ни одно ДТП не происходит само по себе – всегда имеется некое лицо, чьи действия, либо же недопустимое бездействие привели к столкновению. По итогам любого дорожно-транспортного происшествия сотрудниками ДПС или страховыми комиссарами производится расследование причин и установление виновника ДТП. Это необходимо для урегулирования вопросов, связанных с компенсацией ущерба, нанесённого в результате автоаварии.

Ещё сравнительно недавно вся тяжесть возмещения причинённых убытков ложилась на плечи гражданина, признанного виноватым в аварии. С принятием закона об обязательном страховании автогражданской ответственности, выплаты пострадавшей стороне производит страховая компания, клиентом которой является водитель-нарушитель. Но факт наличия у автомобилистов, участвовавших в автотранспортном происшествии, полиса ОСАГО, не освобождает их от необходимости выяснения — «Кто виноват?».

Дело в том, что согласно действующему закону об ОСАГО, возмещать ущерб обязана именно та фирма-страховщик, клиент которой стал причиной произошедшей аварии. Если у водителя, виновного в происшествии, не оказалось действующего полиса «автогражданки», то компенсировать все убытки противоположной стороны ему придётся из собственных средств. Законодательными нормативами устанавливается лимит выплат, производимых страховщиком в качестве компенсации:

  • 400 тысяч рублей в случае причинения ущерба чужой собственности.
  • 500 тысяч рублей – при нанесении вреда здоровью посторонних граждан.

Если расходы на ремонт или лечение пострадавшего превышают указанный потолок платежей, остальная сумма возмещается непосредственно лицом, признанным виноватым в происшествии.

Кроме этого, зачастую к виновному в происшествии лицу применяются и различные меры наказания, прописанные в гражданском, административном и уголовном сводах законов. Происходит это, если ДТП стало причиной нарушения требований ПДД. Спектр наказаний в данном случае выглядит таким образом:

  • Выплата штрафа.
  • Лишение права управлять автотранспортом на определённое время.
  • Принудительные работы.
  • Административный арест.
  • Условное или реальное лишение свободы.

Применение той или иной меры зависит от тяжести совершённого происшествия, и от степени вины водителя. Поэтому, установление виновника ДТП вовсе не является обычной формальностью. От этого зависят не только финансовые затраты на компенсацию убытков, но часто и дальнейшая судьба автовладельца.

Порядок установления виновника ДТП

Порядок установления виновника ДТП

Вся процедура определения виновного в аварии лица прописана в нормативно-правовой документации. До 2002 года выносить решение о виновности того или иного водителя в произошедшем могли непосредственно сотрудники ГИБДД после проведения подробного разбирательства. По результатам расследования определялся нарушитель, и ему на руки выдавался «вердикт» автоинспекторов, в котором он официально закреплялся в качестве виноватого. После этого у водителя оставалось два варианта действий:

  1. Приступать к возмещению убытков потерпевшей стороне.
  2. Обжаловать данное постановление дорожных инспекторов в судебной инстанции.

В связи с большим количеством апелляционных жалоб на решения сотрудников автоинспекции, а также для предотвращения коррупционных схем и перекрытия источников для взяток, в 2002 году сотрудников ГИБДД лишили права самостоятельно определять виноватых в ДТП. Согласно обновлённой редакции административного законодательства, ныне это может сделать исключительно суд, основываясь на представленной доказательной базе.

Тем не менее, мнение сотрудников автоинспекции относительно обстоятельств произошедшего, оказывает весьма значительное влияние на окончательное решение судьи. Впрочем, это неудивительно – в обязанности именно инспекторов ГИБДД вменяется производиться все необходимые следственные действия по разбору причин автопроисшествия. Исключение составляют незначительные аварии с минимальным ущербом, когда водителям самим разрешается зафиксировать ДТП по так называемому «Европротоколу».

Согласно положениям КоАПРФ, сотрудники автодорожной инспекции составляют протокол (справку о ДТП) относительно произошедшей аварии. В нём указываются установленные в ходе разбирательства факты, повлекшие ДТП, но не обозначается конкретное виновное лицо.

На основании данного документа, но учитывая и прочие представленные сторонами доказательства, судья выносит свой вердикт о степени вины каждого из участников происшествия. При несогласии заинтересованного лица с решением судьи, или с представленным сотрудниками автоинспекции протоколом, гражданин имеет право подать протест.

Процедура установления виновника ДТП

Процедура установления виновника ДТП

Вся производимая процедура по выявлению виноватого в автомобильном происшествии поэтапно выглядит так:

  • Инспектора ГБДД создают рабочую группу для установления причин ДТП. По результатам её работы выявляют гражданина, нарушившего дорожные правила.
  • Нарушителю ПДД выписывается штраф. Но следует учитывать, что не всегда нарушитель ПДД является лицом, виновным в аварии. Нарушение могло произойти в результате независящей от него причине: неудовлетворительное состояние дорожного полотна, аварийной дорожной ситуации.
  • Все участники автотранспортного происшествия получают на руки справки о ДТП.
  • Если по результатам проверки, произведённой инспекторами, виноватое лицо не будет установлено, то в соответствии с положениями статьи №24-5 административного законодательства расследование закрывают. При этом никто не признаётся виноватым, и никому не выписывают штрафов.

Исковое заявление об установлении виновника ДТП

Водитель, установленный как виновное лицо в совершённой автоаварии, имеет право оспорить данное решение, подав апелляционный иск в вышестоящий суд. Также он может опротестовать в суде и факты, представленные в составленном работниками автоинспекции протоколе. В последнем случае к полномочиям судьи по установлению виновника ДТП, прибавляется обязанность по разбору самого факта правонарушения. Для обращения в судебные органы заявителю потребуется представить в судебную канцелярию следующий пакет документов:

  • Исковое заявление об установлении виновника ДТП.
  • Протокол, выданный водителю инспекторами ГИБДД.
  • Размер ущерба, установленные на основании автоэкспертизы.
  • Доказательная база невиновности заявителя в случившейся автоаварии.

В качестве доказательства вашей невиновности следует использовать все возможные факты. Чем их больше будет представлено вниманию судьи, тем лучше для вас. К доказательной базе следует отнести:

  • Запись происшествия с видеорегистратора. Ещё недавно видеосъёмка считалась вторичным доказательством, и зачастую вообще не принималась судом к рассмотрению, но с прошлого года запись, сделанная видеорегистратором, официально признаётся в качестве одного из важнейших аргументов.
  • Свидетельские показания. Сразу же после аварии, запишите контактные данные всех граждан, ставших свидетелями ДТП – пешеходов, водителей, пассажиров. Даже если у вас в автомобиле установлен собственный регистратор, съёмка с другого автомобиля, сделанная с другого ракурса, поможет объективнее разобраться в особенностях дорожной ситуации в момент происшествия. Показания и данные свидетелей нужно будет внести в протокол вместе с вашими объяснениями произошедшего.
  • Съёмку места происшествия. До прибытия сотрудников автодорожной инспекции следует произвести фото- видеосъёмку места аварии с различных ракурсов. Сделать это нужно так, чтобы на отснятых кадрах было видно место происшествия, участвовавшие в ДТП машины с регистрационными знаками. При съёмке следует особое внимание уделить размеру тормозного пути каждого авто и его траектории, видимым снаружи повреждениям, на кадрах выставить дату проведения съёмки.
  • Если причиной аварии стали неблагоприятные природные условия, следует взять справку из регионального метеоцентра, подтверждающую ваши слова. Так, если причиной ДТП стал гололёд или снежные заносы, то все претензии по возмещению ущерба следует адресовать дорожно-коммунальным службам. Им же следует предъявить претензии, если столкновение произошло по причине плохого состояния автодорожного полотна.

Независимая автоэкспертиза как способ установления виновника ДТП

Независимая автоэкспертиза как способ установления виновника ДТП

Одним из наиболее действенных способов доказать свою невиновность является проведение независимой автоэкспертизы. Заказать её может как сам гражданин, обвинённый в нарушении ПДД, так и назначить суд для прояснения всех обстоятельств автоаварии. Одновременно с этим суд вправе назначить медицинское освидетельствование участников аварии на предмет употребления ими алкогольных напитков или наркотических веществ. Автоэкспертиза бывает нескольких видов:

  • Техническая – производится для определения технического состояния автотранспорта, а также порядка действий водителя в экстренной ситуации.
  • Трассологическая – определяет траектории движения и скорость авто в момент происшествия.
  • Товароведческая – устанавливает явные и скрытые повреждения, полученные машинами в ходе столкновения, позволяет оценить сумму нанесённого материального вреда.
  • Комплексная – включает все или некоторые из перечисленных выше исследований.

Порядок проведения комплексной экспертизы выглядит следующим образом:

  • Эксперт проводит обследование места происшествия, все существенные детали, которые могут в дальнейшем послужить доказательной базой, фиксируются в протокол и на видеокамеру.
  • Специалистами исследуется повреждённое авто. Определяются все внешние и внутренние и внешние повреждения, устанавливается, при каких условиях они могли быть получены (положение автомобилей во время удара, их скорость).
  • Оценивается причинённый в ходе аварии материальный ущерб с учётом цены запчастей и ремонтных работ.
  • По итогам проведённой экспертизы заказчику выдаётся отчёт с выводами экспертной комиссии. Документ закрепляется подписями всех участвовавших в обследовании специалистов, после чего он приобретает юридически-правовую силу.

Опираясь на все перечисленные аргументы, судья принимает постановление о признании или непризнании конкретного человека виновником совершённой автомобильной аварии. Если противоположное лицо несогласно с выводами экспертов, он вправе потребовать от судьи назначить повторную автоэкспертизу, либо самостоятельно заказать её проведение. Если в данном случае будут получены противоречащие друг другу выводы, то в теории возможно проведение ещё одной, третьей автоэкспертизы. При этом обе спорящие стороны должны будут дать предварительное согласие на проведение исследования данной фирмой.

Как видим, определение водителя, виновного в произошедшей аварии, дело достаточно хлопотное и сложное. При этом никто не застрахован от нечаянной (или преднамеренной) ошибки – ни инспектор ГИБДД, ни судья.

В этом случае восстановить справедливость неправомерно обвинённому водителю поможет опытный автоюрист. С его помощью автовладелец сможет собрать всю необходимую доказательную базу, аргументировано и юридически грамотно представить свою позицию в судебных инстанциях.

Что делать, если виновник ДТП скрылся?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *