Процесс ликвидации ООО

Ведение собственного бизнеса – всегда сопряжено с определёнными рисками. Часто бывает так, что предпринимателю приходится ликвидировать свою фирму. Согласно данным статистики, 2/3 компаний прекращают существование в течение первых 3-х лет после своего открытия. Причины здесь могут быть различными – сильная конкуренция в данном сегменте бизнеса, неблагоприятная рыночная конъюнктура, ошибки бизнес-стратегии, непростая экономическая ситуация в стране.

Если бизнес стабильно идёт в минус, и впереди нет перспектив на его оживление, единственно верное решение, это закрыть предприятие. Это поможет избежать ещё больших проблем в виде роста задолженности компании и неминуемого банкротства. Ликвидация фирмы – процедура достаточно трудоёмкая и медленная. Рассмотрим подробнее порядок действий при закрытии ООО.

Добровольная ликвидация

Добровольная ликвидация

Закрытие ООО подразумевает полное прекращение им коммерческой деятельности и исключение компании из госреестра юридических лиц. Ликвидировано предприятие может в результате следующих факторов:

  • Добровольное закрытие компании по инициативе владельца или по взаимному решению её соучредителей.
  • Принудительное закрытие ООО в результате судебного постановления.
  • Ликвидация де-факто не действующей фирмы по решению налоговой службы. Данное решение принимается, если ООО в определённые налоговым законодательством сроки не представляет в ФНС финансовую отчётность, а на его счетах не производится движение средств.

По большей части закрытие компаний производится по добровольному желанию её владельцев, и происходит в несколько этапов. Пошаговая инструкция закрытия ООО выглядит таким образом:

  • Принятие руководством постановления о закрытии компании.
  • Образование ликвидационной комиссии или назначение ответственного лица-ликвидатора.
  • Уведомление налоговой инспекции об открытии процедуры ликвидации фирмы.
  • Опубликование в официальном издании извещения о процедуре закрытия организации.
  • Извещение всех кредиторов компании личными уведомлениями.
  • Уведомление работников компании и службы занятости о предстоящем сокращении.
  • Подготовка документации компании к инспектированию выездной комиссией налоговой службы.
  • Подача в налоговые инстанции промежуточного отчёта.
  • Произведение расчета по накопившейся за время деятельности организации задолженности перед кредиторами.
  • Подготовка окончательного баланса.
  • Распределение остаточных финансовых и материальных активов компании между её учредителями.
  • Направление в ФНС отчёта с окончательной документацией.

Начальный этап

Начальный этап

Первая стадия включает принятие соответствующего решения руководством организации и образование ликвидационной комиссии. Оформляется оно в документальной форме, в полном соответствии с действующими юридическими нормативами. Документ заверяется личной подписью владельца, или каждого из соучредителей фирмы. В последнем случае решение о закрытии принимается на общем собрании всех совладельцев. В документе должно быть прописано, что ликвидация предприятия производится в результате добровольного решения владельцев компании. Также в тексте указывается состав ликвидационной комиссии или лица-ликвидатора.

Для ведения процедуры избирается комиссия, или назначается единоличный ликвидатор. Данные должностные лица наделяются всей полнотой власти, необходимой для ведения ими дел по полной ликвидации предприятия. Они также имеют полномочия представлять интересы ООО во всех инстанциях – суде, ФНС, перед кредиторами и государственными фондами. В состав комиссии обычно избираются руководящие сотрудники компании – директора и их заместители, работники бухгалтерии, юристы фирмы. Из их числа выбирается председатель комиссии, исполняющий перед уполномоченными органами функции заявителя.

Уведомление заинтересованных сторон

Следующим шагом комиссия должна уведомить о начале процедуры всех заинтересованных лиц – ФНС, кредиторов, контрагентов и бизнес-партнёров фирмы. Налоговую службу о принятом решении руководство комиссии уведомляет течение 3-х дней путём отправки в её адрес завизированного документа установленной формы. К нему прилагается постановление о назначении ликвидационной комиссии. Отправляется уведомление либо заказным письмом по почте, либо в электронном виде.

Состоит оно из двух документов:

  • Официальная бумага, составленная по форме P-15001. Документ перед отправкой должен заверяться нотариусом.
  • Протокол собрания соучредителей ООО.
  • Если у компании всего один владелец, то вместо протокола отправляется документально оформленное решение учредителя фирмы.

По истечении пяти рабочих дней сотрудниками налоговой службы в единый госреестр юридических лиц вносится отметка, что в отношении данной компании запущена процедура ликвидации. Руководителю ликвидационной комиссии выдаётся копия свидетельства о внесении изменений в данные госреестра. Уведомлять о факте закрытия ООО государственные фонды – пенсионный и соцстрахования, — при этом не потребуется. Все необходимые данные будут переданы туда автоматически сотрудниками налоговой службы.

Далее потребуется опубликовать извещение о начале процедуры закрытия фирмы в средствах массовой информации. Согласно постановлению Правительства РФ, таким печатным органом является журнал «Вестник госрегистрации». Связано это с тем, что добровольное закрытие ООО с долгами невозможно. Поэтому руководство компании обязано оповестить о ликвидации своей фирмы всех заинтересованных лиц, в том числе деловых партнёров и кредиторов. Подать объявление в «Вестник…» можно лично посетив редакцию журнала, либо разместив на сайте издания посредством специальной электронной формы.

Кроме подачи объявления в СМИ, председатель комиссии в индивидуальном порядке уведомляет о закрытии ООО каждого из кредиторов фирмы. Уведомление составляется в письменной форме. В нём даётся информация о предполагаемых сроках завершения процедуры и порядке предъявления финансовых претензий к ликвидируемой фирме. Минимальный срок, отведённый на выдвижение претензий со стороны кредиторов не должен быть менее 60-ти дней. Стандартных требований к форме извещения законодательные нормативы не предъявляют.

Единственное условие – на руках главы ликвидационной комиссии должны остаться документальные подтверждения о вручении уведомлений. Для этого бумага отправляется адресату заказным письмом под роспись получателя. Другой вариант – получение отправителем почтового уведомления о вручении письма.

Увольнение сотрудников

Увольнение сотрудников

Закрытие предприятия связано с непременным увольнением его работников. Об этом сотрудники организации предупреждаются как минимум за 60 дней до их предстоящего увольнения. Делается это при помощи официального письменного извещения, в котором обязательно должна быть отметка, что работник увольняется в связи с ликвидацией предприятия, то есть, по инициативе работодателя.

Также о грядущем увольнении работников следует заранее поставить в известность службу занятости. Делается это за два месяца до увольнения, если количество работников фирмы не превышает 15 человек, и за три месяца, если число увольняемых более пятнадцати. Такое увольнение по трудовым нормативам уже считается массовым. В ЦЗН передаётся информация по каждому сотруднику, которому предстоит увольнение: паспортные данные, его должность на предприятии, профессия в соответствии с дипломом, размер заработной платы, уровень квалификации.

Увольняемым сотрудникам компания-работодатель выплачивает пособие в размере одного месячного оклада. Кроме того, они имеют право получать зарплату в течение двух месяцев, если за это время не смогут устроиться на другую работу. После произведения полного расчёта с работниками руководство фирмы подаёт отчёт в фонды: пенсионный, социального страхования, а также в налоговую службу (расчёт по единым страховым взносам предприятия).

В пенсионный фонд следует сдать отчёт по каждому сотруднику в форме СЗВ-Стаж. Это новая форма отчётности для работодателей, принятая в 2017 году, и характеризующая длительность стажа каждого сотрудника фирмы. Вся эта отчётность должна сдаваться до того, как в ФНС будет подано заявление по форме P-16001. Когда процедура закрытия ООО по времени совпадает с концом отчётного года, то первоначально работодатель должен подать СЗВ-Стаж и 4 ФСС за истёкший отчётный год, после чего подаётся форма P-16001 о закрытии ООО. При подаче всех перечисленных отчётов на титульных листах документов следует проставить примечание, что компания прекращает свою деятельность.

Если пенсионный фонд начислил по итогам годового отчёта некие дополнительные доплаты, то их следует погасить в течение трёх рабочих недель (15 календарных дней). Помимо этого, с 2016 года в пенсионный фонд следует каждый месяц подавать отчёт СЗВ-M, завизированный главой ликвидационной комиссии. Также не нужно забывать о подаче в налоговые органы отчёта 2 НДФЛ и 6 НДФЛ: фактическое прекращение коммерческой деятельности не освобождает организацию от данной обязанности. Таким образом, закрытие ООО с нулевым балансом также требует соблюдения определённых налоговым законодательством нормативов.

Если пенсионный фонд начислил по итогам годового отчёта некие дополнительные доплаты, то их следует погасить в течение трёх рабочих недель (15 календарных дней). Помимо этого, с 2016 года в пенсионный фонд следует каждый месяц подавать отчёт CЗB-M, завизированный главой ликвидационной комиссии.

Также не нужно забывать о подаче в налоговые органы отчёта 2- и 6-НДФЛ: фактическое прекращение коммерческой деятельности не освобождает организацию от данной обязанности. Таким образом, закрытие ООО с нулевым балансом также требует соблюдения определённых налоговым законодательством нормативов.

Подача промежуточного баланса

Подача промежуточного баланса

После подачи заявления в ФНС, налоговая служба могут произвести выездную проверку деятельности компании. Она может производиться вне всякой зависимости от причин ликвидации фирмы и от того, когда производилась предыдущая проверка организации. На деле такие проверки производятся достаточно редко, а закрытие ООО с нулевым балансом почти всегда обходится без них. Но на всякий случай, руководство ликвидируемой компании должно быть готово к проверке налоговиков, подготовив все необходимые для этого документы.

Одновременно с этим производится подготовка и подача в службу ФНС промежуточного баланса. Составляется он после истечения заявленного в «Вестнике…» срока для предъявления предприятию долговых претензий. Стандартных правил для его составления налоговым законодательством не предусматривается, но обычно он составляется аналогично бухгалтерским отчётам.

Он должен содержать следующие сведения:

  • Информацию обо всём имуществе, состоящем на балансе ликвидируемой компании.
  • Сведения о всех предъявленных за 2-х месячный период финансовых претензиях от кредиторов фирмы.
  • Итоги рассмотрения данных долговых требований.

После составления документ утверждается собранием соучредителей, либо визируется владельцем компании, по итогам чего составляется соответствующий протокол. После в налоговую направляется форма P-15001 и промежуточный баланс. Также сотрудники налоговой инспекции вправе потребовать подтверждение подачи объявления о ликвидации в печатных органах. По истечении пяти рабочих дней после подачи этого пакета документации, ФНС вносит данные о ликвидируемой компании в госреестр юридических лиц.

Одновременно с подачей промежуточного баланса руководство ООО может подать и налоговую декларацию за истёкший налоговый период. Это делается только в случае, если компания больше не планирует проведения каких-либо коммерческих операций, подлежащих обложению налогами.

Если в процессе ликвидации такие операции возможны, то декларацию следует подавать вместе с окончательным балансом. Для ликвидируемых организаций последний налоговый период определяется промежутком от начала года до занесения записи о прекращении существования в единый госреестр.

Погашение задолженности

Погашение задолженности

После утверждения промежуточного баланса комиссия должна произвести расчет по всем имеющимся у компании долгам. В соответствии с положениями ГКРФ долги выплачиваются такой очерёдности:

  1. Возмещение частным лицам морального и физического ущерба, возникшего по вине компании.
  2. Выплата заработной платы, пособий и иных платежей сотрудникам фирмы.
  3. Платежи в бюджетные и внебюджетные фонды – ФНС, страховые взносы, штрафные санкции.

Когда финансовых возможностей фирмы для покрытия всей суммы долгов не хватает, на аукционные торги выставляется имущество, состоящее на балансе компании. Вырученные деньги направляются на выплату задолженности. Если и этой суммы оказывается мало, то единственным выходом становится обращение в судебные органы о признании организации банкротом.

Завершающий этап

Завершающий этап

На завершающей стадии порядок действий при закрытии ООО предусматривает подготовку окончательного баланса и подачу его в налоговую инспекцию. Также на этой стадии производится распределение между соучредителями остаточных активов организации. После завершения всех расчётов по долгам фирмы, комиссия по ликвидации составляет окончательный балансовый отчёт для подачи его в ФНС. В нём указывается весь остаточный фонд финансовых и материальных активов компании. Эти активы распределяются между всеми соучредителями фирмы пропорционально их уставным долям.

В случае, когда размеры активов в окончательном балансе будут больше, нежели в промежуточном, то у налоговиков возникнут закономерные претензии насчёт деятельности ООО. Если руководство фирмы не сможет дать вразумительных объяснений этому, то ФНС может на законных основаниях отказать в признании ликвидации компании. Делается это для пресечения попыток недобросовестной ликвидации организации, преследующей целью уход от ответственности по взятым на себя долговым или коммерческим обязательствам. Завершающим шагом становится подача окончательного пакета документации, состоящего из:

  • Формы P-1600.
  • Окончательного баланса компании.
  • Протокола комиссии об утверждении окончательного баланса.
  • Чек об уплате госпошлины.

Справки из госфондов об отсутствии перед ними долгов предъявлять не обязательно. Сотрудники ФНС обязаны запрашивать их самостоятельно. Если в поданных документах налоговая инспекция не нашла недостатков или ошибок, то в пятидневный срок компания официально ликвидируется, и об этом делается запись в едином госреестре.

Председателю ликвидационной комиссии об этом выдаётся соответствующая справка., после чего он производит закрытие расчётного счёта фирмы, уничтожает печать и сдаёт всю оставшуюся документацию в архив.

Пошаговая инструкция закрытия ООО

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Консультация бесплатна!

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here